Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Занде

Мангбету

Искусство азанде

Маска

Культовая статуэтка

 

Искусство мангбету

Женская статуэтка

Искусство племен азанде и мангбету

 

Вблизи границы с Суданом и Центральноафриканской Республикой, в XVIII-XIX веках, а может быть, и еще раньше существовали государства азанде и мангбету. Культурное влияние народностей азанде и мангбету распространялось главным образом на западные районы и отчетливо ощущается в художественной культуре нгбака, нгбанди, нзакара и других народностей этого региона.

По местным преданиям, азанде (около двух миллионов человек) и мангбету прибыли с севера, возможно, из района озера Чад. Переселение их, начавшееся в XVI веке, продолжалось до XVIII века, когда в верховьях реки Уэле уже существовало созданное ими государство, главенствующую роль в котором играли этническая подгруппа амбомбу и род авонгара. Путешественники сообщали об их высокоразвитой художественной культуре.

Неизвестно, существовала ли преемственность между возникавшими и распадавшимися государствами азанде и мангбету, но к 1875 году королевский род уже имел внушительную генеалогию, насчитывавшую полтора десятка правителей. Г. Швейнфурт, побывавший у азанде и мангбету в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века, оставил яркое описание приема, данного в его честь первой женой вождя "страны момбуттов". Это описание свидетельствует о развитом придворном церемониале. Разнообразные украшения и всевозможные предметы роскоши, восхитившие немецкого путешественника, были изделиями местных художников и ремесленников. Большое впечатление на Швейнфурта произвели также музыка и поэзия азанде. Некоторые художественные изделия азанде и мангбету, такие, например, как метательные ножи кпинга или украшенные скульптурой арфы кунди, являются продуктом рафинированной элитарной культуры и сопоставимы с аналогичными изделиями Древнего Египта. В связи с тем что многие из таких изделий были найдены в одно и то же время у азанде и у мангбету, делали вывод о близости или даже идентичности их художественных традиций. Существует точка зрения, что азанде сами ничего не изготовляли, а все приобретали у мангбету. И то и другое, по-видимому, неверно, так как уже среди первых изделий, вывезенных из "страны момбуттов", были такие, которые резко отличались по своему стилю друг от друга, причем можно считать установленным, что одни изготовлены мангбету, другие - азанде.

Стиль мангбету коренным образом отличается от стиля азанде, так же как и от всех остальных северных стилей. Мужские и женские фигуры, стоящие в свободных позах, заложив одну руку за спину; бюсты, головы и другие части человеческой фигуры, украшающие арфы, трубки, рукояти ножей, сосуды (Хотя для искусства мангбету вообще характерна фрагментация человеческой фигуры, сосуды, украшенные головами, - сравнительно позднего происхождения. Они появляются в последней четверти XIX века, когда гончарство, которым до этого занимались женщины, стало мужской профессией), отличаются правильными пропорциями, анатомической точностью, мягкой моделировкой. Выразительным внешним признаком, позволяющим безошибочно определить скульптуру мангбету, является вытянутая форма головы, удлиненная высокой цилиндрической прической. Эта форма, повторяющаяся во всей скульптуре мангбету, также реалистична. Такая искусственно вытянутая форма черепа не только считается красивой, но и служит своеобразным признаком, указывающим на принадлежность к данной этнической группе. Женщины мангбету подчеркивают эту форму прической, напоминающей цилиндрическую плетеную корзину.

Совершенно особый вид декоративного искусства, существующий только у мангбету, - овальные плетенные из рафии дощечки, украшенные разнообразными геометрическими орнаментами (кашфес), составляющие часть женского туалета.

Путешественники и исследователи, побывавшие у мангбету и азанде, отмечали их повышенное внимание к физической красоте, любовь к изысканным прическам и украшениям. Все говорит о том, что именно физической красотой вдохновлялись изготовители статуэток мангбету. Абсолютно идентичные по стилю скульптуре, украшающей арфы, трубки, крышки деревянных сосудов и т. д., они, точно так же как и те, являются предметами роскоши, редким в традиционном искусстве примером скульптуры, имеющей преимущественно декоративное значение. Хотя скульптура этого стиля была обнаружена и у азанде, ее изготовителями были несомненно мангбету, славившиеся как искусные ремесленники, услугами которых пользовались правители азанде. Создается впечатление, что мангбету, вожди которых возглавляли иногда государственные объединения, составляли своеобразную интеллектуальную элиту при дворе воинственных азанде и оба народа соотносились в плане историческом и культурном, как балуба и басонге. Интересно, что в стилистическом плане ср. искусство мангбету находится в точно таком же отношении к искусству азанде, как искусство балуба - к басонге.

Столбообразные, угловатые статуэтки азанде, с резко очерченными плоскими лицами, ограненными формами, подковообразными руками, рядом с фигурками мангбету выглядят крайне условными, жесткими, агрессивными. Их пластическая структура построена не на принципе гармонического соподчинения объемов, а на их напряженном противоборстве, противопоставлении. Точно так же как в случае с балуба и басонге, это различие сопоставимо с различием между певучей мелодией и рваным ритмом.

Несмотря на несомненную историческую и известную культурную общность, художественные традиции мангбету и азанде обнаруживают различные, в стилистическом плане даже противоположные тенденции. Некоторым общим знаменателем обеих тенденций является искусство нгбака (или бвака) - западных соседей азанде. В сюжетном отношении искусство нгбака так же богато и разнообразно, как искусство мангбету (резные табуреты и подголрвники, антропоморфные трубки и арфы, большие деревянные барабаны в виде фигуры быка или антилопы). Парные деревянные статуэтки нгбака имеют те же пропорции, что и статуэтки мангбету, но их моделировка и в особенности трактовка головы стилистически ближе к скульптуре азанде

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований