Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Йоруба

Шанго

Ибеджи

Геледе

 

Искусство племени йоруба

 

Йоруба - один из самых больших народов Тропической Африки (около шестнадцати миллионов человек; большая часть - в юго-западной Нигерии, остальные - в Того, республике Бенин, Гане).

Культурное и демографическое единство этого народа, наличие определенных исторических данных, чрезвычайно развитые мифология и религия, относительно большое число древних датированных памятников искусства, многовековое сохранение культурной преемственности, очевидная связь между элитарным придворным искусством и народными художественными традициями, однородность и четкие морфологические константы - все это определяет то особое значение, которое имеет художественное наследие и современная практика йоруба для воссоздания истории искусства народов Африки.

В самых общих чертах традиционное искусство йоруба не выходит за пределы общей схемы. Особенности этого искусства выявляются в процессе его стилистического анализа, сопоставления с археологическими материалами, искусством соседей.

Одна из важнейших отличительных особенностей искусства йоруба - его почти исключительно антропоморфный и относительно натуралистический характер.

Женские и мужские скульптурные персонажи йорубской мифологии (жрица Шанго, близнецы - ибеджи, фигуры и маски геледе) выходят за рамки обычной пластической идеограммы. В соответствии с их культовым назначением они должны не столько изображать, сколько обозначать образ, воссоздавать присутствие, но скульптор йоруба не ограничивается традиционной схемой; его маски и фигуры не только пластические символы, это живые, эмоционально воспринимаемые образы. Их формы, пропорции, позы близки к естественным, деформация минимальна, причем она всегда подчеркивает выразительность конкретных, реальных форм. Глаз, например, никогда не "обозначается" (посредством отвлеченных геометрических фигур или предметов - гвоздей, раковин и т. д.), как во многих других случаях. Здесь он всегда имеет естественную форму - веки, зрачок тщательно моделированы, а иногда и окрашены в тона, близкие к естественным. Рот, нос, как и глаза и другие детали, пропорциональны и четко моделированы. Именно эта несколько утрированная четкость, заостренность моделировки и позволяет говорить о некоторой (минимальной) деформации.

В противоположность такой "типично традиционной" - как, скажем, скульптура бага, догонов и бамбара - йорубские статуи и маски не превращаются в строгие архитектурные сооружения, составленные из четко расчлененных объемов, а сохраняют цельность живого организма. В отличие от художественных школ, целиком включенных в систему традиционных образов, искусство йоруба столько же опирается на традицию, сколько на живую натуру. Достаточно взглянуть, например, на статую жрицы Шанго, изображающую женщину с ребенком, чтобы почувствовать ее принципиальное отличие от аналогичных по сюжету и композиции геометризованных статуэток сенуфо или малинке. Общая схема и отдельные детали (например, двойной топор, венчающий головной убор жрицы) строго каноничны, но стремление скульптора воссоздать живой женский образ очевидно. Еще нагляднее то же самое проявляется в статуэтках ибеджи (назначение этих небольших деревянных фигурок - присутствие в семье, в которой умер один из близнецов).

Наличие определенных постоянных сюжетов, стилистической константы, не стало препятствием для развития разнообразных жанровых форм, появления уникальных многофигурных композиций и, что особенно показательно, - индивидуальных стилей. Исследования Фэгга в этом направлении дают еще одно весомое подтверждение того, что искусство йоруба следует рассматривать как последнюю фазу развития традиционного искусства, о чем говорят и все перечисленные выше его другие особенности: антропоморфизм, повествовательные сюжеты, гуманизация формы, а также относительно светский характер современных церемоний.

Хотя искусство йоруба, по-видимому, не исключение (художественная эволюция бауле, например, приближается к тому же уровню), оно, несомненно, принадлежит к ряду единичных примеров и, судя по всему, занимает в этом ряду первое место. Причем незначительное на первый взгляд опережение выводит его на новый этап, каковым является концептуализация и профессионализация художественного творчества. Таким образом, представляется весьма спорным широкое обобщение, которое делает Фэгг на основании исследования современного традиционного искусства йоруба, - вывод о том, что индивидуальные различия во всем традиционном африканском искусстве так же велики и так же показательны, как в европейском.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований