Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Икусство теке

 

Батеке (баконо, самоназвание - тьо) в основном населяют окрестности Браззавиля на правом берегу Конго; отдельные группы живут также на территории Заира и в южных районах Габона (всего около восьмидесяти тысяч человек). Несмотря на то, что в конце XVI века батеке существовали в условиях государственности и на протяжении нескольких веков имели контакты с европейцами, они сохранили в своей культуре больше архаических элементов, чем кто-либо из их соседей.

Круглая скульптура батеке представлена почти исключительно древними статуэтками-фетишами, так называемыми "битеке". Эти фигурки крайне однородны по стилю: цилиндрический, грубо обработанный торс со схематически изображенными руками, сложенными на животе; так же грубо отесаны и суммарно трактованы тяжелые, укороченные ноги. Голова, как обычно, более детализирована и выполнена более тщательно.

Отличительная особенность "битеке" - сплошная, имитирующая татуировку насечка в виде параллельных линий, покрывающая лицо от лба до подбородка. В целом стиль "битеке" характеризуется выраженной дискретностью рубленых, угловатых форм. Абсолютное единообразие (фигурки почти без изменений повторяют друг друга), по-видимому, объясняется безличным характером этих статуэток.

Фетиши могут иметь различное назначение: способствовать акциям охранительным и агрессивным, в частности насылать болезни или защищать от них. "Дееспособность" фетиша обеспечивается особой магической смесью, которая вкладывается в специальное углубление, чаще всего на животе фигурки. По-видимому, необходимая мера индивидуальности в данном случае определяется не внешними признаками, а качеством этой смеси. Такие фигурки изготовляются, в частности, при рождении ребенка, и ч этом случае магическая смесь содержит часть последа. Известно, что фетиши батеке издавна пользовались большим спросом у соседних племен. Это обстоятельство также могло способствовать созданию и консервации стереотипа. И все же различие между стилем батеке, одним из самых архаических в этой части Африки, и разнообразными крайне эмансипированными формами скульптуры их соседей (например, баконго) остается загадкой. Подобная же проблема возникает при сопоставлении фетишей и масок батеке. Эти маски, о которых упоминалось выше, представляются в известном плане антиподами не только соседних масок "мпонгве", но и скульптуры самих батеке. В отличие от упрощенных, массивных, рубленых форм "битеке" (В районе Браззавиля все фетиши называются "битеке") маски совершенно плоски и имеют сложную и тонкую орнаментальную структуру. Четкий геометрический рисунок, нанесенный красно-коричневой, белой и черной красками, лишь слегка подчеркнут врезанным контуром. Строго говоря, маски батеке следует рассматривать скорее как живопись, чем как скульптуру. Таким образом, стилистическое расхождение определяется уже видовым различием, тем, что отличает технику и материал живописи от скульптуры. В этом смысле искусство батеке не являет исключения, ни вообще, ни в отношении данного района. В исследовании Ф. Ольбрехтса имеется особое указание на то, что в Заире существует глубокое стилистическое различие даже между однотипной скульптурой одной художественной школы, когда она выполнена в разных материалах (дерево, глина, металл и т. д.). Кроме того, надо иметь в виду замечание того же автора о том, что здесь маски труднее поддаются систематизации, так как тайные общества, принадлежностью которых они являются, чдсто распространяют свою деятельность на несколько различных этнических групп.

Чтобы не возникло ложное представление, будто традиция батеке полностью выпадает из общей схемы местных художественных школ, укажем на некоторые стилистические и сюжетные параллели, существующие между искусством батеке и их соседей.

Маски батеке в основных параметрах (округлая форма, плоскостность, окраска) и даже в общем характере рисунка (дуги, полукружия и т. п.) имеют немало общего с масками баквеле и отчасти вабембе (маска кулунга). По стилю к "битеке" близки большие деревянные статуи, так называемые "мпуву" баянзи (юго-восточные соседи батеке), а также отдельные элементы скульптуры бабембе, бакота и даже фанг.

В заключение отметим интересную деталь: центральное место в геометрической композиции масок батеке занимает характерная форма навершия догонской маски канага (форма, многократно повторяющаяся также в наскальной живописи догонов). С другой стороны, в композиции этих масок имеются весьма своеобразные элементы, которые встречаются только в наскальной живописи Сахары (ср. так называемый стиль "круглоголовых", Тассилин-Аджер).

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований