Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Сонгай

"Энциклопедия «Народы и религии мира»"

сонгай, сонгой, сонраи, сонгаи, вместе с близкими к ним денди и дьерма (джерма, зарма) группа народов в Нигере (1541 тыс. человек), Мали (600 тыс. человек), Буркина-Фасо (123 тыс. человек), Нигерии (50 тыс. человек) и Гане (25 тыс. человек). Населяют бассейн реки Нигер в её среднем течении (примерно от города Дженне до впадения в Нигер реки Кебби) и некоторые прилегающие районы. Общая численность 2314 тыс. человек. Говорят на языке сонгай, составляющем отдельную группу нило-сахарской семьи. Диалекты: денди, зарма (дьерма, джерма) и собственно сонгаи. Большинство сонгай — мусульмане-сунниты, часть — приверженцы традиционных верований.
Этнос сонгай сложился к XV веку в результате длительного взаимодействия различных групп земледельцев, рыболовов и охотников, говоривших как на языке сонгай, так и на языках манде и группы гур. В VII веке сонгай создали средневековое государство Сонгай (империя Гао); на вторую половину XV—XVI веков пришёлся его расцвет; не исключено, что именно его название стало затем этнонимом.
Основное занятие — ручное богарное земледелие (сорго, просо, в меньшей степени — рис), орошаемое земледелие распространено главным образом на затопляемых в паводок землях долины Нигера. Подготовка почвы и посев считаются мужским, прополка полей — женским делом; однако в короткий (около 4 месяцев) сельскохозяйственный сезон в земледелии занято практически всё население. Распространены рыболовство и охота на гиппопотама, которой занимается субэтническая группа сонгай — сорко.
Скотоводство развито незначительно; крупный и мелкий рогатый скот выпасают обычно фульбе или белла, получающие за это от сонгай зерно. Ремесло в традиционном обществе сонгай (за исключением гончарства, которым занимаются женщины) имело кастовую организацию: группы ремесленников — кузнецы, ткачи, кожевники и др. образовывали прослойку лично свободных, но неполноправных людей. Сонгай также издавна активно участвовали в караванной торговле Западного Судана с Северной Африкой, а позднее — с побережьем Гвинейского залива.
Основу традиционной социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины. Счёт родства патрилинейный. Брачное поселение вирилокальное. Женщина занимает сравнительно высокое положение.
Принадлежность жилища во многом определяет тип жилых построек: овальные в плане хижины из циновок (районы от города Томбукту до города Ансонго) принадлежат женщине, плетущей циновки; глинобитный круглого плана дом с центральным опорным столбом (долина Нигера ниже Ансонго и выше Томбукту) строит мужчина, поэтому дом — его собственность. Но и в этом случае женщина считается хозяйкой одной из внутренних частей дома — полога из циновок над супружеским ложем.
Традиционная мужская одежда — широкая рубаха (бубу) и шаровары, у женщин — сшитая из нескольких полос ткань, которой обёртывают туловище.
Пища — преимущественно растительная (кус-кус, лепёшки, пирожки, каши, похлёбки, чай) и рыбная, а также молочная (дойка коров — мужское занятие).
Сохраняются традиционные культы (предков, "хозяев земли" и др.). Из основных жанров фольклора наиболее распространены сказки, пословицы и этнические предания.

В. А. Попов
Этнонимы: сонгай, сонгаи, сонгой, сонраи

Гана

Нигер

Мали

Буркина-Фасо

Нигерия

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований