Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Маска кифвебе

Статуэтка

Искусство племени сонге (басонге)

 

Другой, совершенно иной тип маски можно назвать "балубаизированным" вариантом маски басонге "кифвебе". В соответствии с общим характером стиля резкие, условные экспрессивные формы маски басонге приобретают у балуба мягкость, округлость, более естественную антропоморфность. Ее прототип, как, впрочем, и вся скульптура басонге в целом, являет образец направления, диаметрально противоположного художественной традиции балуба.

Стили басонге и балуба соотносятся, как два различных музыкальных строя, из которых один основан на рваных ритмах, другой - на певучей мелодии. Очень точно определяет это различие У. Фэгг: "...искусство балуба, - пишет он, - гуманизированное, даже чувственное, тогда как искусство басонге, угловатое и агрессивное, скорее противопоставляет, чем гармонизирует планы и формы".

Основной темой басонге, как и у балуба, является человеческая фигура, но, в отличие от последних, не женская, а мужская. Скульптура басонге представлена почти исключительно фетишами - носителями колдовской смеси. Эта смесь, заключающая в себе магическую силу, может содержаться в специальном углублении или роге, укрепленном на голове статуэтки; то же магическое значение имеют различные подвешенные мелкие предметы и украшения, которые полностью покрывают приземистую рубленую фигуру фетиша.

Маски басонге принадлежат к числу самых смелых, неожиданных и экспрессивных вариаций на тему человеческого лица. Лоб, заостренный, как лезвие боевого топора, опирается на короткий нос в виде ромба или пирамиды; огромные кубические или округлые веки занимают иногда треть лица, рот выдается вперед массивной квадратной трубой. При этом вся маска покрыта врезанными и раскрашенными черными, белыми и красными параллельными линиями.

Головы фетишей менее стилизованы, но и в них угадываются, а иногда и прямо повторяются выразительные детали той же конструкции - выступающая вперед переносица, ромбовидный нос. Рот может иметь форму лежащей восьмерки или полумесяца, глаза часто инкрустированы раковинами каури. Показательно, что, несмотря на фундаментальное различие стилей балуба и басонге, и здесь существует транзитная зона, в которой взаимное проникновение приводит к появлению промежуточных форм. Это переходное искусство в сюжетном и композиционном планах связано в большей мере с традицией балуба, а в собственно стилистическом - с басонге.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований