Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

 

 

Сапана – праздник посвящения в мужчины

Племя сук (покот) жило на западе Кении в Рифтовой долине среди других племен, говорящих на языке календжин (это название означает «я говорю тебе»). Они поселились здесь примерно в 1500 году н.э. В ХVIII столетии экспансия племени масаи вытеснила их в район между Рифтовой долиной и озером Виктория, где сук живут и поныне.

Пастушья доля  

Сук скотоводы и кочевники, все, чем они питаются и за счет чего живут, дают им коровы, верблюды и козы. В течение года племя кочует в поисках лучших пастбищ. Сук живут в круглых хижинах из высохшего тростника. В одежде африканского народа преобладают яркие краски. Мужчины носят цветные майки, которые покупают в обмен на продукты животноводства. Нижняя часть тела обернута куском цветной ткани. Стройные чернокожие тела украшают ножные и ручные браслеты, цветные бусы, ошейники. Одежду женщин составляет кусок такни, обернутый вокруг бедер. Женщины постарше завязывают ткань на одном плече. На шее чернокожие красавицы носят огромные воротники-ожерелья. Волосы они красят в красный цвет и носят огромные серьги в виде колец. Кольца висят в ушах и на тесьме, привязанной к волосам по обеим сторонам головы. В украшениях преобладает красный цвет, считающийся у сук священным.

На территории, где живут сук, часто происходят конфликты между племенами. Случается, люди племени самбуру угоняют скот, и тогда сук грозит голод.

В племени существует строгая возрастная иерархия. В обязанности подростков и юношей входит работа пастухами и охрана скота ночью. Они по нескольку месяцев живут в полевых условиях вдалеке от родителей и привыкли спать под открытым небом, укрывшись только козьими шкурами.

Младшие мальчики собирают коровью мочу дважды в день. Сук используют мочу, чтобы мыть посуду. Моча является заменителем мыла. Питаются молодые пастухи исключительно коровьим молоком, иногда добавляя в него кровь.

Жениться и жить в хижинах могут только молодые мужчины, которые прошли сапану, особый ритуал посвящения. После прохождения ритуала они получают право носить особый головной убор - синюю шапочку наподобие ермолки, украшенную большими белыми перьями. Этот головной убор является символом мужественности.

В прошлом голу в сапане участвовали закадычные друзья Ломолей и Шокон. Двадцатилетний Ломолей из бедной семьи. Его родители обеднели, когда три года назад самбуру угнали у них скот. Вскоре умер отец. Помимо Ломолея, у его матери Чемгарначи еще пять детей. Она управляет хозяйством. У семьи только один верблюд и несколько коз. Дети питаются дикими сладкими плодами сорридж и пьют козье молоко. Коровьего молока они никогда не пробовали. Младшие братья и сестры Ломолея часто недоедают.

Обычно юноши сук проходят сапану в восемнадцать лет, после чего получают право жениться. Ломолей отстал от своих сверстников. Из-за бедности он не прошел вместе со всеми сапану и потому до сих пор холост. Дело в том, что во время сапаны юноши должны принести в жертву верблюда. Но семья Ломолея не может лишиться своего единственного верблюда. К счастью, в прошлом году вождь племени Джошуа предложил для церемонии посвящения Ломолея своего верблюда.

Брачные традиции

Девятнадцатилетний Шокон из богатой семьи. Его отец Конголей владеет большим стадом. У семидесятилетнего Конголея есть все, о чем можно только мечтать: верблюды, коровы, козы, четыре жены и семнадцать детей. Женщины приносят воду и дрова, доят коз, готовят еду и смотрят за детьми. У каждой жены есть своя хижина и свои козы. Конголей переходит из хижины в хижину каждые пять дней. Каждый мужчина племени сук стремится быть похожим на Конголея.

Шокон улучает момент, чтобы поговорить с матерью наедине. Он объявляет, что уже выбрал себе невесту. Мать смеется. Лантра говорит: «Надо же, он хочет жениться! Вот что я тебе скажу, сынок. В следующем году после сапаны ты сможешь жениться, но не в этом году. И учти, если ты выберешь девушку, которая нам с отцом не понравится, ты не женишься!» В подтверждение серьезности своих слов пожилая Лантра хлопнула рукой по колену. Шокон уходит, низко опустив голову, он и не ждал другой реакции.

Обычно молодые люди племени знакомятся на танцах. По обычаям племени, если девушка влюбляется, она не имеет права высказывать свои симпатии. Выбирают невест юноши, но их выбор должны одобрить родители. К счатью, родители редко идут наперекор желаниям детей.

У сук существует многоженство. Чем богаче мужчина, чем больше у него скота, тем больше жен он может иметь.

Сук умеют лечить скот. Например, они могут вытащить клещей из кожи и даже из глаз животных. Для этого паразитов высасывают. В качестве лекарства используют табак и пепел.

Однако методы врачевания людей отличаются от лечения скота. Бытует коллективная «терапия». Прошлым летом у тридцатилетнего Нгератанги заболели глаза. Он попросил старейшин вылечить его. Для этого необходим особый ритуал. Пожилые мужчины собрались на открытом месте и встали в круг. Нгератанга лег посередине. Мужчины плясали с копьями и кидали камни на запад. Они кричали: «Нашими копьями и камнями мы изгоняем болезнь. Злые духи тапука, уходите на запад, туда, где садится солнце». После танца Нгератанга принес в жертву козла. Мужчины съели козла полностью, даже внутренности и яички. Нгератанга же досталась голова жертвенного животного. Он сварил и съел ее. Ритуал оказался успешным, Нгератанга излечился, хворь вышла из него в виде мочи.

Гадание по внутренностям

Подготовка к сапане занимает неделю. Женщины делают из зерен проса муку. Из муки с добавлением меда и фруктов ротин они сварят пиво специально к празднику.

Пожилые мужчины племени вырезают к сапане новые чума-перет. Все мужчины сук носят с собой этот предмет. Это маленькая табуретка с двумя ножками. Ножки втыкают в землю, получается очень удобное сиденье. Чума-перет можно использовать и как подголовник.

И вот наступил день церемонии. Молодые женщины наряжаются. Они покрывают свои ожерелья-ошейники жиром и охрой. В полдень весь народ сук собирается на священной поляне. Посвящаемые юноши должны убить верблюда одним ударом копья в сердце. Если юноша промахнется, он будет покрыт позором.

К сожалению, Ломолей смог убить верблюда лишь со второй попытки. Старейшины были недовольны, они знают, что неудача с жертвенным верблюдом может означать несчастье для семьи Ломолея. Шокон убил своего верблюда с первого удара.

Мертвых верблюдов нужно положить на землю и повернуть мордой к северу. После того как все верблюды заколоты, старейшины поют хвалебную песню верблюдам. Женщины танцуют. Важной частью сапаны является прорицание. Опытные прорицатели племени смотрят на внутренности жертвенных верблюдов. Они ищут знаки, которые открывают будущую судьбу юношей.

Один из прорицателей дует в рог конту, чтобы объявить о начале толкования. Шокону прорицатель Тончу предвещает долгую, богатую жизнь. Затем он объявил, что внутренности поведали ему о будущем несчастье Ломолея. Чтобы предотвратить несчастье, Ломолей должен убить козла, принадлежащего его семье. Это очень большая потеря для бедной семьи. Ломолей заколол козла, к счастью, внутренности животного не предсказали ничего плохого.

В церемонии используются абсолютно все части жертвенных животных. После гадания на внутренностях юноши обмазывают свои тела содержимым желудков убитых животных. Таким образом к ним переходит выносливость верблюдов. Потом туши верблюдов и козлов зажаривают на общем костре. Лучшие куски мяса преподносят вождю. Женщины готовят особый суп из внутренностей верблюда для старейшин.

Головы жертвенных верблюдов считаются священными. Все члены племени гладят их головы и освящают маслом.

После праздничной трапезы начинаются коллективные танцы.

Мужчины танцуют по кругу против часовой стрелки.

Посвященные юноши получают свои первые в жизни шапки, которые сделаны из глины. Глину с берега реки наносят непосредственно на курчавые волосы юношей. Когда глина высыхает, ее красят в яркий синий цвет. Чем старше мужчина, тем больше затейливых украшений на его синей шапке, тем больше он носит белых перьев.

На второй день сапаны старейшины собираются в круг керкет. Слово «керкет» на языке календжин означает «собрание старейшин». Здесь обсуждают проблемы, которые беспокоят общину, и делятся новостями. В дни сапаны вождь Джошуа и старейшины надевают свои священные плащи из шкур леопарда. В прошлом году Ломолей и Шокон впервые в жизни вместе со старейшинами сидели в круге керкет. Они слушали и учились.

После керкета начались танцы для молодежи айоко. Во время айоко юноши и девушки выбирают невест и женихов.

В качестве заключительного ритуала сапаны все мужчины сук пьют кровь жертвенных животных, смешанную с молоком.

После этого старейшины дают окончательное благословение Ломолею и Шокону.

Ломолей горд, но озабочен. Юноша беден, и поэтому, несмотря на то, что он прошел сапану, парень вряд ли сможет жениться. Через два дня после сапаны сбылось предсказание прорицателя - Ломолея укусила ядовитая змея. К счастью, Ломолей выжил.

http://white-plate.livejournal.com/tag/обряды+разные

©2012 Центр Украино-Африканских исследований