Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Pumbu Passport Mask

Маска мбуйя

Giwoyo Mask

Искусство племени бапенде

 

Бапенде (общая численность - около двухсот семидесяти тысяч человек) прибыли сюда с юго-востока несколько веков назад. "Наши предки, которые пришли с Замбези, достигли большого моря вблизи Луанды. Они были воинами и охотниками, но не знали железа. Однажды к нам явился кузнец Бембо Каламба, который научил нас выплавлять руду, ковать, а также ткать и изготовлять горшки: его жена, Нгомбе, была вождем, и она научила нас скотоводству и земледелию. Наши предки брали в жены всех дочерей Нгомбе; они стали матерями-родоначальницами кланов пенде" - так повествуют о своей истории современные бапенде. После прибытия португальцев, начавшейся вскоре миссионерской деятельности и охоты за рабами (Первые триста рабов были доставлены в Лиссабон в 1512 году) бапенде стали отходить в глубь континента. Сменив много мест, они, наконец, осели в районах Квилу и Касаи.

Вершиной художественного творчества бапенде являются их антропоморфные ритуальные маски строгого, лаконичного стиля. Четкая стилистическая константа, которая сводится к повторяющейся в различных видах форме шеврона, или тупого угла, прослеживается во всей пластике бапенде, включая маски и круглую скульптуру. Резче всего эта форма выражается в рисунке глаз и сходящихся у переносицы бровей, но она также повторяется в конфигурации носа, рисунке верхней губы, треугольниках подточенных зубов, в угловатых скулах и остром подбородке. Треугольную форму имеет сама личина масок бапенде. В ту же форму вписываются и головы статуэток.

Ввиду такого стилистического единообразия может показаться странным замечание Лейцингер о том, что "у западных бапенде - между Кванго, Луие и Инзия - искусство маски является одним из наиболее богато дифференцированных на всем континенте". Однако замечание Лейцингер может относиться к иным аспектам масок бапенде, начиная с того, что характерные для стиля бапенде резкие, угловатые формы создают сложную игру света и тени, из-за чего при малейшем повороте маски как бы изменяется характер образа. Особую роль в меняющейся гамме выражений играют глубокие тени от резко очерченных, нависающих век и бровей. К этому надо добавить, что даже незначительные вариации форм в серии однотипных масок дают ощутимый, впечатляющий эффект.

Если же не ограничиваться культовыми масками, то можно говорить и об их сюжетном разнообразии. В районе Катунду (область Килембе) по случаю завершения обрядов инициации устраиваются развлекательные театральные представления, привлекающие массу народа из окрестных селений. В этих комедийных спектаклях участвует до сорока масок - так называемые мбуйя, изображающие различных персонажей: бородатого хозяина, охотника, жену вождя, клоуна, духа на ходулях, эпилептика, безобразную старуху, вора, убийцу, проститутку, сумасшедшего и т. д.

По крайней мере на протяжении полувека процесс десакрализации охватывает в Африке все виды художественного творчества. Новые по своим функциям и форме маски появились уже давно, и вначале - не без связи с существовавшими традиционными типами и представлениями о роли масок вообще. Так, например, шаржирование образов европейцев соответствует существовавшему прежде обычаю изображать в карикатурном виде недружелюбных соседей (маски догонов, изображающие женщин фульбе); то же самое относится к маске бапенде "эпилептик", из серии мбуйя, которая имеет аналогии не только у других народностей Тропической Африки (например, у дан-гере), но и в традиционном искусстве Америки, Азии и Европы. Вместе с тем появляются и совершенно новые персонажи и типы масок. У йоруба, например, в настоящее время существуют специализированные группы ряженых, дающие платные представления. Маски, участвующие в таких спектаклях, не вызывают сомнения в их абсолютно светском характере (например, маски, пародирующие европейцев, представляющие полицейских и т. п.). То же самое можно сказать и о большинстве мбуйя бапенде. Эти маски не освящены жрецами и не служат предметами культа. Можно упомянуть еще один тип масок, бытующих у бапенде. Это миниатюрные, не более четырех сантиметров маски-подвески, которые носят на себе молодые люди, прошедшие обряд посвящения. Подвесные маски делаются из слоновой или обычной кости, дерева или металла и в основных чертах повторяют формы культовых масок.

Уже в прикладном искусстве юго-восточных бапенде появляются следы влияния традиции бакуба или бушонго (около двухсот тысяч человек) - второго крупного конголезского культурного центра. Кефаломорфные кубки в исполнении бапенде лишь незначительно отличаются от изделий того же типа, выполненных в характерном стиле бакуба. Размер и формы кубков различны и соответствуют социальному рангу их владельцев. Чаще всего это головы с удлиненной шеей, опирающиеся на круглую подставку, иногда подставкой служат две массивные человеческие ступни. Для самого высокого ранга изготовлялись кубки, украшенные загнутыми вперед рогами. В западных районах прежде изготовлялись также кубки в виде целой фигуры с огромной, непропорционально большой головой, коротким, сужающимся книзу туловищем на маленьких ножках. Головы, как и фигуры, покрыты тонким резным орнаментом, имитирующим фактуру волос, татуировки, украшения. Прикладное искусство этого типа (разнообразные по форме плоские деревянные коробки для притираний, покрытые геометрическим орнаментом различные шкатулки, подголовники, сиденья, трубки, ложки и другие богато декорированные изделия, в той или иной мере относящиеся к предметам роскоши) следует рассматривать как переходное от придворного искусства бакуба к народному, собственно традиционному. В отличие от придворного, представленного серией знаменитых портретов королей, традиционное искусство бакуба почти полностью лишено круглой скульптуры (исключение составляют немногочисленные деревянные фигурки животных, используемые в обрядах гадания).

Мнение, высказанное различными авторами, о том, что государство бакуба являлось, по существу, федерацией небольших племен, подтверждается отсутствием резкого стилистического различия между придворным и традиционным искусством. Правда, королевские статуи заметно отличаются по стилю от традиционных изделий - деревянных масок, кефаломорфных сосудов, металлических статуэток. Стиль традиционной скульптуры более жесткий, условный. Тенденция к упрощению, геометризации проявляется даже в наиболее "реалистических" масках типа "бомбо". Эта очень пластичная, выразительная маска изображает стилизованное человеческое лицо с большими выпуклыми глазами яйцеобразной формы, крупным носом в виде пирамиды (эта форма повторяется и в других антропоморфных изображениях) и ртом, рисунок которого напоминает форму восьмерки. Маски типа "гари-моаши", выполняющие различные социальные функции (в частности, охраны общественного порядка), еще более условны: глаза имеют форму конусов, нос - пирамида, рот - плоский ромб (У бакете, южных соседей бакуба, этот тип маски стилизуется почти до абстракции: лицо маски-шлема представляет собой просто вогнутую поверхность с конусом посередине). И все-таки даже эти маски имеют некоторые черты, общие с королевскими статуями: абрис личины, форму лба, способ трактовки волос, отдельные элементы орнамента и т. д. Еще более существенно то, что сам характер геометризации (яйцеобразная форма глаз, пирамидальная - носа, "восьмерка" и ромб - рта) свидетельствует о логичном развитии тенденции, намеченной уже в королевских статуях. Учитывая преклонный возраст последних, есть все основания предполагать, что стиль современной им традиционной скульптуры был менее условным. Другой тип масок бакуба, наголовники "машамбои", изготовленные из кожи, дерева, плетеного каркаса и орнаментированные разноцветными бусами и раковинами каури, являют сочетание сравнительно поздних и архаических элементов. Несмотря на использование разнородных материалов, они создают цельный, выразительный образ. В книге Е. Тордея и Т. А. Джойса "Бушонго" содержится рассказ короля Квете Пешанга Кена о том, что прежде эти маски воплощали дух болезни и что, по преданию, король Бо Кена (ок. 1400 г.), а затем и его преемники пользовались ими для приведения к повиновению женщин (последнее относится к числу широко распространенных фольклорных сюжетов). Кроме бапенде и бакете в сфере влияния бакуба находятся их северные и восточные соседи - нденгезе, батетела, басонге и другие. К стилистической зоне бакуба Ольбрехтс относит также искусство бена-лулуа, однако единственным основанием для этого, по-видимому, служит лишь территориальная общность (впрочем, соседями бакуба бена-лулуа стали сравнительно недавно), так как скульптуру бена-лулуа отличает глубокое стилистическое своеобразие.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований