Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Ньямвези

"Энциклопедия «Народы и религии мира»" (1988)

ньямве́зи, ваньямвези (самоназвание — "лунные люди" — от "мвези", "луна", или "западные люди" — от "мвели", "запад"), народ группы банту в Танзании (на равнинах в областях Табора, Шиньянга и Мванза). Близки ирамба, ньятуру и сукума. Численность вместе с сукума и ньятуру 4,6 млн. человек. Говорят на языке киньямвези, имеющем несколько диалектов. Распространён также язык суахили. Придерживаются традиционных верований; есть мусульмане-сунниты, христиане (главным образом католики).
Ньямвези сложились в результате миграций банту в XVII—XVIII веках.
Основные занятия — ручное земледелие (сорго, просо, маис, бананы, маниок, в колониальный период — табак, сахарный тростник), на севере — скотоводство (короткорогий горбатый зебу, козы, овцы). В XIX веке включились в караванную торговлю с суахилийским побережьем, часто нанимались носильщиками грузов. Почётным занятием считается охота на крупную дичь. Традиционно развиты плавка и ковка железа (кузнецы прежде образовывали отдельные поселения), обработка луба и дерева.
Сейчас многие ньямвези работают на предприятиях города Табора.
Поселения разбросанного типа на склонах холмов состоят из круглых хижин на каркасной основе с конической травяной крышей. В южных районах прямоугольные жилища с плоской крышей образуют замкнутое пространство для загона скота.
Традиционная одежда — покрывало из кожи или луба. Распространяется европеизированная одежда; одежда мусульман близка к одежде суахили.
Традиционная пища в основном растительная. Употребляют мясо коз и диких животных. Молока не пьют.
Социальная организация — территориально-родовые объединения во главе с носителями потестарной власти, обладавшими ритуальными функциями (нтеми). В середине XIX века ньямвези создали раннегосударственное объединение. Счёт родства матри-, патри- и билинейный. Нормативная моногамия отсутствовала. Традиционная семья большая, патриархальная. Существовали тайные танцевальные и охотничьи союзы. Традиционная социальная организация разрушена. Характерны кооперация хозяйства, обычаи взаимопомощи.
Развито песенное и танцевальное искусство, существуют мужские танцевальные группы — пуба, или бену, а также смешанные группы. Традиционные верования — культ предков. Характерны глиняные культовые фигурки.
А. С. Балезин
Этнонимы: ньямвези, ваньямвези

Ньямвези (ваньямвези).

Фундикира (ок. 1858)
Мсавила I (ок. 1860 - 1865)
Кивунгу (ок. 1865 - 1876)
Исике (Сики) (1876 - 1893)
Мугалула (1893 - 1894)
Катугамото (1894 - 1895) (1896 - 1898)
Мсавила II (1895)
Касвика (1898 - 1909)
1909 германская аннексия

Танзания

©2012 Центр Украино-Африканских исследований