Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Нуэр

"Энциклопедия «Народы и религии мира»" (1988)

нуэ́р, наас (самоназвание), нуэры, аббинар, народ группы нилотов. Проживают в основном на юге Судана в области слияния рек Бахр-эль-Газаль с Нилом (численность 1600 тыс. человек) и в Эфиопии в приграничной полосе с Суданом и Кенией (численность 100 тыс. человек). Говорят на языке тог наас шари-нильской группы нило-сахарской семьи. Имеет два основных диалекта — нуэр и атьуот. Придерживаются традиционных верований.
Основные божества: бог плодородия (Денг), бог созидания, творения (Киир) и бог священного копья (Виу), культы которых отправляются вождями племён.
Нуэр — типичные скотоводы Восточной Африки. Скотоводство подвижной отгонно-пастбищной формы (разводят крупный рогатый скот породы зебу, овец и коз). Дополнительные отрасли — ручное земледелие (просо элевсина, кукуруза, дурра, бобовые, тыквы, арбузы, арахис, кунжут), собирательство, рыболовство, в меньшей степени — охота.
Образ жизни нуэр определяется сезонностью. Летом саванна сильно высыхает и нуэр кочуют на большие расстояния со стадами и имуществом в болотистые места и на берега рек. С приходом влажного сезона притоки Нила разливаются, превращая саванну в обширную заболоченную местность, нуэр переселяются на возвышенности и холмы, на месяцы окружённые водой и становящиеся недоступными. В это время нуэр живут в небольших изолированных друг от друга поселениях. В сухой сезон складывается кооперация нескольких поселений в стойбище, в кочевую общину на время кочевания по берегам рек.
Стада выпасают пастухи-мужчины. В случае нехватки воды мужчины и подростки роют колодцы глубиной до 10 метров. Женщины и дети доят коров. Скот поят 3 раза в сутки из корыт, которые мужчины наполняют водой из колодца. Водопой — самая трудоёмкая работа в скотоводстве. С началом дождей (конец мая) возвращаются в зимние поселения и начинают земледельческие работы: мужчины обрабатывают почву, женщины сажают. Молодёжь в это время выпасает скот на ближайших пастбищах.
Занятия ремёслами относятся также к этому сезону: обработка шкур, дубление кож, гончарство, кузнечество. Развито изготовление орудий труда и оружия из костей и рогов зебу, поскольку нуэр всегда испытывали недостаток в металле, выменивая его у соседей динка. Шкурами застилают пол в жилище и покрывают шалаши в стойбище, кожей обтягивают барабаны, из ремней связывают верёвки и ошейники для скота, из кожи также делают мешки для переноски воды, продуктов и утвари при перекочёвках и хранения в жилище. Из рогов делают красивые ложки, табачницы, наконечники гарпунов, скребков. Тыквы — материал для изготовления калебас — сосудов и мисок. Глина используется для изготовления посуды, зернотёрок, котлов для варки пищи, из неё выкладывают очаг. Из древесины делают древки копий и гарпунов, палиц, пестиков и молотков. Лодки и опорные столбы хижин делают из целых стволов пальмы делеб. Широко развито плетение из растительных волокон (корзины, мешки, колчаны, циновки).
Обычная деревня нуэр состоит из 20—30 хижин, круглых в плане, с высокой конической соломенной крышей. Стены из каркаса из ветвей, обмазываются смесью глины, навоза, земли и рубленой соломы. Такая хижина служит 5—6 лет. Расстояние между поселениями 10—20 км. Временные домохозяйства в кочевых стойбищах состоят из лёгкой овальной в плане хижины из ветвей и загона для скота — крааля, огороженного колючим кустарником. Стойбище окружается узкой канавкой. Летние стойбища отстоят от постоянных поселений на десятки километров и переход к ним занимает до двух недель пути.
Мужская традиционная одежда нуэр — набедренная повязка, женская — передник из кожи, украшенный бахромой и тесёмками с нанизанными на них бусинами. Украшения — браслеты на ногах и руках из кости, меди, дерева, ожерелья из бус, раковин, плетения. Амулеты: зубы хищников, из кожи, травы. Современная одежда — длинная из хлопчатобумажной ткани рубаха.
Молоко и просо — основные продукты питания нуэр (каши, похлёбки, лепёшки), а также овощи, смесь молока с кровью, фрукты, рыба, дичь. Мясо употребляют редко, в основном забивают старый, больной скот в ритуальных целях.
Двойственный характер хозяйственной деятельности определил специфический тип общественной организации нуэр — племенной на базе системы генеалогических связей и системы возрастных классов линейного типа. Нуэр подразделяются на ряд племён (по 40—50 тыс. человек каждое). Каждое племя имеет самоназвание, диалектные особенности и автономную систему возрастных классов, в которой различаются две социальные степени (ступени): первая — мальчики, вторая — мужчины-воины. Разделение общественного труда организовано по возрасту и полу. Первая степень мальчиков выполняет любые виды работ, вплоть до дойки коров. После инициации в 16—18-летнем возрасте юноши, став мужчинами-воинами, имеют дело только с выпасом стад и их охраной, а также с другими видами мужской деятельности.
Племена нуэр не имели и прежде централизованного управления, редко объединяясь для набегов за скотом на соседей динка. Власть находится по традиции у мужчин старшего социально-возрастного поколения. Ритуальный лидер племени руководит обрядовой деятельностью. Племенная структура нуэр — наиболее сложная среди нилотов. Основная социальная ячейка — большесемейная община. Брак патрилокальный.

Этнонимы: нуэр, аббинар, наас, нуэры

Судан

Эфиопия

©2012 Центр Украино-Африканских исследований