Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

 

 

 

Нанумба

"Энциклопедия «Народы и религии мира»"

нану́мба, нанун, или нануне (самоназвание), нанум, народ на востоке Ганы между реками Дака и Оти (юго-восток Северной области). Численность около 50 тыс. человек. Родственные народы: дагомба, мампруси, кусаси, моси. Говорят на языке нанумле (нанумли) группы гур нигеро-кордофанской семьи, который иногда считается диалектом дагбани (дагомба). Большинство нанумба придерживается традиционных верований, часть — мусульмане-сунниты, есть христиане (католики и протестанты).
По этногенетическим преданиям предки нанумба пришли на территорию современного расселения с северо-востока (возможно, из стран хауса). В этнокультурном и политическом планах нанумба развивались под сильным воздействием дагомба (особенно в доколониальный период). В настоящее время нанумба живут в постоянном контакте с конкомба, которые начали переселяться в страну нанумба в колониальный период и сейчас их численно превалируют. Этносоциальные противоречия между нанумба и конкомба привели к взаимным претензиям и завершились крупным межэтническим конфликтом в 1981. Конфликт привёл к многочисленным человеческим жертвам и приобрёл общегосударственное значение.
В XV—XIX веках у нанумба существовало раннеполитическое образование Нанумба со столицей в Бимбилла, во главе которого стояли верховный вождь (бимбилланаа) и совет старейшин из вождей деревенских общин.
Основные занятия — тропическое ручное земледелие (ямс, кукуруза, просо, фонио, сорго, рис, арахис, бобовые, овощи) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Из ремёсел развиты кузнечное, гончарное, ткацкое, плетение, резьба по дереву. Занимаются также охотой, рыболовством, собирательством.
Основу традиционной социальной организации составляли деревенские и большесемейные общины, патрилинейные роды и подразделения военной организации, структура которой была заимствована у дагомба, хотя основа её — ашантийская. Брачное поселение вирилокальное, практикуются полигиния и покупной брак, сохранился традиционный обряд обрезания. В доколониальный период у нанумба возникла социальная стратификация на знать, свободных общинников и зависимых (рабов и кабальников).
Поселения компактные, живут в круглых глинобитных домах с конической соломенной крышей.
Традиционный мужской костюм — длинные полосатые рубахи с короткими рукавами, женский — поясная одежда типа юбки, в качестве праздничной используется аканское кенте.
Основная пища — молочная и растительная (каши, похлёбки, варёные, жареные и печёные бобы и клубнеплоды).
Традиционные верования — культы предков и одушевлённых сил природы (земли, воды, огня), распространена вера в магию, фетиши-обереги и ведовство. Важную роль играют тендаана ("хранители земли") — жрецы культа земли и прорицатели. Из основных жанров фольклора наиболее распространены сказки, пословицы и песни.

В. А. Попов
Этнонимы: нанумба, нанум, нанун, нануне

Гана

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований