Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     
Искусство племени менде

Земледельцы и рыбаки менде (общая численность более одного миллиона человек), - одна из двух основных народностей Сьерра-Леоне. По местным преданиям, менде появились на побережье приблизительно в XVI веке. Кроме существующего повсеместно мужского союза поро большую роль в социальной и религиозной жизни менде играет женское тайное общество бунду (или занде). Наряду с поро эта организация контролирует культурную, политическую, военную деятельность. Одна из главных функций бунду - воспитание девушек. В лесных школах девушки менде усваивают все необходимые навыки будущей семейной жизни, а также обучаются пению, танцам. На большой праздничной церемонии, завершающей обряд посвящения, появляется маска духа - покровителя бунду. Антропоморфная черная маска-шлем бунду строго канонична: местные варианты ее отличаются только формой прически, которая играет роль геральдической эмблемы. Небольшое треугольное лицо с широким выпуклым лбом и маленьким острым подбородком опирается на массивную шею с характерными валиками. Ту же форму головы и такую же кольчатую шею имеет и круглая деревянная скульптура менде, в частности статуэтки минзерех, используемые в обрядах общества прорицательниц - ясси. (Находящаяся в трансе жрица держит в руках статуэтку, которая отвечает на вопросы определенными наклонами головы.)

Искусство менде лишено зооморфных элементов и умеренно стилизовано, что отличает его от искусства как северных, так и южных соседей. Некоторые исследователи косвенно связывают эти особенности с повышенной ролью женщин в общественной жизни менде ("Оригинальный пластический характер масок (менде. - В. М.) связан с благородной красотой женщин менде" (206, 293). "В статуэтках и ритуальных предметах, принадлежащих бунду, проявляются те же стилистические черты, которые определяют характерные особенности масок-шлемов: коническая прическа, кольчатая шея, увеличенные размеры жировых складок, которые воспринимаются как один из признаков красоты женщин, пользующихся у менде значительным влиянием" (123, 42) ).

Действительно, почти вся скульптура менде принадлежит женскому обществу, что представляет собой большую редкость. И, возможно, отсутствие острых, экспрессивных гротесковых форм в какой-то мере объясняется "смягчающим" женским влиянием. Что касается исчезновения зооморфных элементов, то оно, очевидно, свидетельствует о завершении процесса "антропоморфизации", которая является одной из самых общих тенденций развития традиционных художественных форм. Об относительно длительном развитии художественных традиций менде также свидетельствуют отточенность стиля и некоторая композиционная свобода (отсутствие жесткой иератичности в скульптуре). В Британском музее имеется коленопреклоненная статуэтка менде, вывезенная из Африки до 1900 года, стиль которой, с одной стороны, напоминает каменную скульптуру номоли, с другой - статуи теллем-догонов. Сходство с каменной скульптурой обнаруживается также в сложных формах прически масок и статуэток менде.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований