Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Сакалава

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сакалава — народ Мадагаскара, приблизительно насчитывающий 700 000 человек. Представители данного народа населяют западное побережье острова от района Толиара на юге до Самбриано на севере. Сакалаварцы в древности представляли группу различных народностей в составе империи и по существу не могут считаться отдельной этнической семьей. Народ Мадагаскара с наиболее выраженными негроидными чертами. В этническую группу сакалава входят также везу и масикуру.

История

У сакалава в XIV—XIX веках существовало три государства: сначала Фихеренана (современ. Толиара) (ок. 1300—1680), а затем Менабе (ок. 1680—1837) и Буйна (ок. 1680—1846).

Во времена Средневековья, когда предводители различных поселений острова начали распространять свою власть через торговые связи с соседями Мадагаскара в Индийском океане, сакалавийские вожди Менаб (нынешняя территория города Морондава) составляли их основную силу. Влияние cакалава распространилось на территории, занимаемые в наше время провинциями Антсиранана, Махаджанга и Толиара. Но в связи с концом арабской работорговли и британским владычеством в Индийском океане сакалава начали уступать свою власть набирающим силу имерина.

Согласно местному преданию, основателями Сакалавского королевства были Маросеранама («те, кто владеют многими портами») — принцы из Фихеренана. Они вышли из зафираминийских общин в юго-западной части острова, которых многие считают представителями белой расы, вероятно арабского происхождения. Они первыми вступили в контакт с европейскими работорговцами, от которых заимствовали оружие, в основном в обмен на рабов. Им легко удалось подчинить соседних правителей, начиная с южных земель, в районе Махафали. Истинным учредителем сакалавского владычества считают Андриамисара, его сын Андриандахифотсу («Белый Принц») впоследствии распространил власть королевства на север. Двое его сыновей, Андриаманетиариво и Андриамандисоариво ещё дальше раширили границы своих владений вплоть до района Тсонгаи (ныне Махаджанга).

Примерно в это же время единство державы сакалава оказывается под угрозой, что в итоге приводит к образованию двух царств: Южного (Менабе) и Северного (Буйна). Последующие расколы вылились в образование Антанкараны.

Исторический путь сакалавских царств объясняет многообразие их жителей, которые продолжают следовать местными обычаям, придерживаясь исконных культурных и языковых норм. Единственным объединяющим фактором различных сакалавских диалектов служит их общее родство с западной подгруппой мадагаскарских языков, что отделяет их от языков центральных областей и регионов востока.

Войны под предводительством имеринского правителя Радама I с западным побережьем Мадагаскара окончились установлением хрупкого мира через его брак с дочерью царя Менабе. Хотя Имерина так и не удалось захватить хорошо укрепленных столиц сакалава — Менабе и Буйна, сакалава уже не представляли угрозы центральному плато до начала французской колонизации острова в 1896 году.

Происхождение названия

Происхождение самого слова «сакалава» служит предметом споров и дискуссий, как собственно и его значение. Возможно, оно образовано от арабского «сакалиба», которое, в свою очередь, произошло от латинского esclavus, что означает «раб». В сказаниях имерина упоминаются нападения сакалава на их деревни в XVII—XVIII веках. Хотя, сложно установить, имели ли они непосредственную связь с береговым населением царств сакалава. Похоже, как и во многих подобных случаях, термин был использован для общего описания всех подвижных племён на неплотно заселенных территориях между областью Имерина и западным побережьем острова Мадагаскар.

Религия

Согласно верованиям племени сакалава, мир был создан двумя богами: всё доброе — Занхором, всё злое — Ньянгой. Своих мёртвых сакалава помещают в каменные склепы.

Государства сакалава

Малагасийцы

Мадагаскар

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований