Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Искусство племени балуба

 

Балуба (более пяти миллионов человек), как и многие другие народности Тропической Африки, представляют этнический конгломерат, связанный языковой, культурной, исторической общностью. Художественные традиции балуба принадлежат к числу наиболее развитых в Тропической Африке. С начала XVI и до конца XIX века в зоне саванны на территории современной Республики Заир существовали государства, в создании которых ведущую роль играли вначале басонге, затем балуба. В эпоху расцвета (примерно конец XVIII - начало XIX в.) государство Балуба занимало обширную территорию от реки Касаи на западе до озера Танганьика на востоке.

Хотя среди многочисленных памятников искусства балуба, собранных во многих музеях Африки, Европы, Америки, отсутствуют типичные изделия придворного искусства, было бы неверно считать, что период государственности не оказал никакого влияния на характер местной художественной культуры. Уже в качестве и количестве декоративного оформления бытовых изделий балуба выявляются особенности этого искусства, нетипичные для ранних стадий и соответствующие относительно сложным социальным структурам. Пышное скульптурное убранство табуретов, подголовников, сосудов свидетельствует об утонченном вкусе и стремлении к утверждению личного престижа обладателей этих предметов роскоши.

Почти исключительно антропоморфный характер культовой и прикладной скульптуры, отход от строгих, аскетических условных форм, тенденция к воспроизведению живой натуры, ее идеализация указывают на глубокие сдвиги в мировоззрении. Гуманизация художественных образов, стремление к воплощению в искусстве человека как такового (в отличие от абстрактного вместилища духа) - следствие усиления светской власти, отодвинувшей на второй план власть тайных обществ, мистический страх перед человеком в маске. Создавшие силой оружия обширное государство короли балуба, обладавшие реальной властью в условиях относительной социально-политической стабильности, уже не нуждались в такой мере, как прежние вожди, в религиозной идеологии. Многовековое существование народа в условиях государственности должно было существенно изменить его мировоззрение. Если прежде представление о могуществе вождей и жрецов ассоциировалось с представлениями о всесильных, часто зооморфных, предках и духах, то теперь мерой такой силы становится человек-монарх, часто еще обожествленный, но уже выступающий в своем естественном человеческом облике. Постепенная гуманизация художественных форм иллюстрирует различные стадии вычленения человека из природной среды, развитие и углубление родового самосознания, еще не поднявшегося до уровня осознания автономии личности, но уже отделяющего себя, ставящего себя на качественно иную ступень по отношению к животному миру, с которым оно до этого находилось лишь в метафизическом единстве (представления о тотемических предках, инкарнации и т. д.).

Большинство сохранившихся памятников искусства балуба относится ко второй половине XIX - началу XX века. В стилистическом плане эти памятники (главным образом скульптура) не вполне однородны. Различные морфологические особенности позволяют выделить ряд подстилей, более или менее четко локализуемых. Одной из причин стилистической неоднородности искусства балуба можно считать этническую неоднородность; другая, по-видимому, кроется в неравномерном развитии различных провинций, входивших в состав раннеклассового государства Балуба. Соответственно при анализе следует различать рудименты некогда самостоятельных и позднее ассимилированных ("балубаизированных", по выражению У. Фэгга) художественных школ и наличие в данной художественной традиции (так же как в отдельных подстилях) развитых форм наряду с архаическими. Заметим сразу, что наиболее развитые формы шире всего представлены в искусстве балуба-бахемба. При этом вершиной искусства балуба, бесспорно, являются изделия так называемого "мастера из Були".

Були - селение в районе Альбервиля. Название стиля, утвердившееся в специальной литературе, дано Ф. Ольбрехтсом, который атрибуировал и описал десять однотипных изделий этого стиля (главным образом табуреты с кариатидами), находящихся в различных европейских собраниях. В действительности неизвестно, можно ли считать эти совершенно идентичные по стилю изделия работой одного мастера (или мастерской). Документально даже не установлено, происходят ли все они из одного селения. И, тем не менее, Ольбрехтс имел основание приписать эти изделия одному мастеру или нескольким совместно работавшим скульпторам. Причина тому - не только поразительное сходство фигур между собой. Такое сходство встречается довольно часто (ср., например, фетиши батеке или маски бафум). Но в подавляющем большинстве случаев однотипность не что иное, как результат воспроизведения канонизированной модели, которая обычно представляет собой упрощенную пластическую структуру, удобную для тиражирования, чего нельзя сказать о скульптуре "Були". Хотя лица кариатид и атлантов, поддерживающих сиденья табуретов, безусловно, стилизованы, они сохраняют живость и даже некоторое подобие индивидуальности. Едва уловимые различия в выражении лиц воспринимаются как нюансы психологических характеристик, хотя, скорее всего, автор не задавался такой целью, так как в сюжетном, функциональном и всех прочих аспектах эти фигуры совершенно идентичны.

В конечном счете, скульптура "мастера из Були" сохраняет все особенности развитого прикладного искусства. Выделяется она главным образом специфической трактовкой физиономических черт (заостренные, неправильной формы скулы, неправильные дуги бровей и т. д.). Эта близкая к естественной неправильность форм, отсутствие строгой геометризации, свойственной традиционной скульптуре, и является причиной того, что мы склонны видеть здесь индивидуальную манеру. Общие особенности, в той или иной мере выраженные в скульптуре балуба, - правильные пропорции, округлые формы, мягкая моделировка, вычленение анатомических деталей; в сюжетном плане общим является предпочтение человеческой фигуре, преимущественно женской. Для прикладного искусства балуба типично широкое использование антропоморфной скульптуры, сложные и разнообразные композиции, часто двухфигурные, в основании табуретов, подголовников, сосудов. Способы стилизации, наиболее распространенные, следующие: миндалевидные глаза с тяжелыми полузакрытыми веками, непропорционально крупные и суммарно трактованные ступни ног и кисти рук. Самый общий стилистический признак - отсутствие дискретных форм, преобладание плавной линии, мягких переходов. Указанные стилистические признаки распространяются и на маски балуба, несмотря на то, что последние значительно отличаются от круглой скульптуры.

Сохранившихся масок балуба немного, и об их назначении почти ничего неизвестно. Типична большая деревянная маска-шлем, хранящаяся в музее Тервюрена, вывезенная из Конго в 1889 году, - голова бородатого человека с загнутыми вперед большими рогами. По стилю эта маска, имеющая узкие миндалевидные глаза, тяжелый, пирамидальной формы нос, резко очерченный рот, представляет амальгаму стилей балуба, бакуба и басонге.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований