Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Кота

 

 

 

 

 

 

Искусство племени кота

 

Бакота (кота или кута, а также оссьеба), южные соседи фангов, населяющие верховья реки Огове близ габоно-конголезской границы, так же как фанги, образуют ассоциацию этнических подразделений (около семидесяти тысяч человек), объединенных языком, культурой, системой родства, деятельностью тайных обществ. Среди последних наиболее влиятельным считается мужской союз мунгала, выполняющий социальные и религиозные функции (погребальные обряды, инициации, охрана общественного порядка и т. д.). В обрядах мунгала используется большая, двухметровая зооморфная маска и иногда также - маски "мпонгве" (см. ниже). Как и фанги, бакота хранят прах предков в корзинах-реликвариях, крышки которых также увенчаны фигурками "стражей". Несмотря на такое тесное сближение культурной традиции в весьма существенных деталях, сближение в плане художественном на первый взгляд не обнаруживается. Общепризнано, что "стражи" бакота, знаменитые мбулу (Существует два типа фигурок - мбулу-нгулу и относительно редкие и более древние двуликие мбулу-вити), столь же ценимые художниками и коллекционерами, как и их родичи биери, резко отличаются не только от последних, но и вообще от всей африканской скульптуры. Обычно, говоря об искусстве бакота, имеют в виду исключительно статуэтки мбулу, хотя у бакота существуют также очень интересные маски-шлемы, изображающие стилизованное человеческое лицо, с массивными веками, мощными дугами бровей и коротким носом. Мбулу - плоские, деревянные в основе фигурки, в среднем от тридцати до шестидесяти сантиметров высотой, композиция которых состоит из двух элементов - овала и ромба (или круга и квадрата). Верхняя, овальная часть мбулу представляет собой более или менее стилизованное человеческое лицо, нижняя, ромбовидная - схематическое, крайне условное изображение рук. Выполненная в мелком рельефе (в сущности, двухмерная) голова соединяется с нижней, ромбовидной частью посредством цилиндра (шея). Фигурки покрыты либо тонкими листами латуни, либо узкими медными лентами. Как композиция фигурки, так и пластическая трактовка ее деталей считаются абсолютно уникальными.

Действительно, подобная композиция больше не встречается в африканской традиционной скульптуре.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований