Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Конго

Минтади. Камень. Народность баконго, Заир

Статуя предка. Дерево. Баконго, Заир

Искусство племени конго

 

В зоне баконго Ольбрехгс различает три стилистические подгруппы, которые соответствуют следующим районам: побережье (крайний запад Республики Заир) - стиль баконго; район Кванго (заиро-ангольская граница) - стили Кванго; район Леопольдвиля-Браззавиля - стиль батеке. Баконго, населяющие низовье Конго, делятся на ряд народностей, помимо собственно баконго включающих бавойо (байомбе), басолонго, басунди, бавили и другие. Баконго составляли этническое ядро средневекового государства Конго, сложившегося здесь около середины XIV века. Ко времени открытия португальцами устья Конго (1482 г.) это государство достигло значительной централизации и наибольшего могущества. Его столица Мбанза-Конго была в то время крупным культурным и политическим центром. На протяжении трех веков здесь совершенствовались различные виды ремесел. Особенно высокого уровня достигли ткачество, ковка и литье металла (Отметим, что титул культурного героя и короля Нтину Вене (основателя Конго) "Нгангула а Конго" означает "Кузнец Конго"). С момента проникновения европейцев, в особенности миссионеров (конец XV в.), начинается, период разрушения и модернизации культурных традиций и социально-экономической структуры этого раннеклассового государства.

В результате усиленной деятельности миссионеров начавшееся уже в XV веке уничтожение культовой скульптуры привело к почти полному исчезновению отдельных видов традиционного искусства. Первый обращенный в христианство правитель Конго был крещен в 1491 году (Джоао I), но уже его преемнику, Аффонсо I (1506-1543), пришлось подавлять восстание, вызванное введением христианства. В период правления этого монарха, которого католические миссионеры называли "защитником веры, просвещения и справедливости", искоренение традиционных обычаев и уничтожение "чертовщины" - масок и культовой скульптуры - проводилось особенно усердно.

От эпохи государства Конго, распад которого начался в конце XVII века, сохранилось немного. Кроме каменных надгробных изваяний минтади и предметов прикладного искусства (колокольчики из слоновой кости, скипетры, опахала) этот период оставил в традиционном искусстве след в виде нескольких сюжетов христианской иконографии, переработанных в местном стиле.

Подавляющее большинство памятников искусства баконго, сохранившихся в музейных и частных коллекциях, относится к XIX, реже - к концу XVIII века. Главным образом это фетиши, статуи, символизирующие материнство, фигурки предков, изображения европейцев, скульптурные композиции на крышках сосудов, панно, украшавшие стены культовых сооружений, маски.

Сюжетное многообразие скульптуры, сложные композиции, тенденция к десакрализации и реалистической трактовке образов указывают на то, что в своем художественном развитии баконго продвинулись значительно дальше своих соседей. Немалую роль в этом сыграли длительный период государственности и существовавшие в этом районе на побережье интенсивные межплеменные обмены. Некоторое влияние на художественную эволюцию баконго оказали тесные контакты с европейцами, в особенности ранние попытки введения христианства и периоды уничтожения традиционной скульптуры. И все же это влияние переоценивают, когда говорят о том, что именно ему искусство баконго обязано тенденцией к реализму, своим повествовательным характером. Даже в отношении "христианских" сюжетов дело обстоит не так ясно, как может показаться на первый взгляд. К числу бесспорных сюжетных нововведений относятся местные вариации на тему распятия (например, у бахоло, нсунди), однако сведение сюжета материнства к образу богоматери весьма сомнительно, поскольку этот сюжет издавна и широко распространен в традиционном африканском искусстве (По-видимому, в данном случае имеет место конвергенция, лишний раз свидетельствующая о том, что сюжет материнства относится к числу наиболее архаических).

Еще более сложным представляется вопрос о влиянии европейских художественных концепций на искусство баконго. Более реалистический, живой, непосредственный характер скульптуры баконго делается очевидным при сравнении однотипных изделий, например фетишей баконго и батеке.

Выполняющие те же функции антропоморфные фетиши баконго лишены строгой фронтальности, монументальности, статичности "битеке". Их лица и позы очень выразительно передают разнообразные состояния, от крайнего гнева до спокойной сосредоточенности; так же как и "битеке", фетиши баконго имеют специальное углубление для магической смеси, закрытое обычно обломком зеркала. Фигурки могут быть утыканы гвоздями и другими острыми предметами (каждый вбитый гвоздь символизирует ритуальное убийство).

Еще более разнообразны и реалистичны позы одиночных мужских фигур и композиции женских статуй, изображающих материнство ( Ф. Ольбрехтс считает, что по степени реализма и сложности композиций искусство баконго не имеет себе равного не только в Тропической Африке, но и вообще в мировом традиционном искусстве). В отличие от фетишей мужские и женские статуи выполнены более тщательно: фактура гладко отполирована, глаза и зубы часто инкрустированы, тонко проработаны рисунок татуировки, украшения в виде браслетов, ожерелий и т. п. Раскрашенные деревянные статуи, изображающие европейцев (лекарей, акушерок и т. п.), жанровая скульптура (например, сцена убийства неверной супруги), скульптурные композиции на крышках сосудов, изображающие различные живые сценки ( В домашнем хозяйстве баконго-бавойо имеются деревянные крышки со скульптурными изображениями, имеющими смысловое содержание, обычно соответствующее какой-либо местной поговорке. Подавая горшок с едой, накрытый такой крышкой, женщины бавойо выражали мужу свои претензии. Молодая женщина, выходившая замуж, получала несколько таких крышек от своей матери или бабушки и затем по мере надобности сама пополняла недостающие сюжеты), - все это сближает искусство баконго с тем, что принято называть народным, то есть искусством иного стадиального уровня.

Возвращаясь к проблеме европейского влияния, следует подчеркнуть, что оно имело лишь незначительный катализирующий эффект, несколько углубивший уже существовавшие здесь тенденции, приблизительно в той мере, в какой способствовало модернизации местной социально-экономической структуры. Там же, где оно подрывало и разрушало относительно развитую государственную структуру (например, распад средневековых государств на мелкие общины), местное художественное развитие могло тормозиться или даже возвращаться вспять.

Действительно, сохранившаяся у баконго от "доевропейского" периода культовая каменная скульптура обнаруживает не меньшую степень реализма, чем скульптура XIX века. Развитие ее композиционных принципов (а иногда их простое повторение) можно видеть в позднейшей деревянной скульптуре басунди (коленопреклоненные статуи предков), майомбе (материнство) и т. д. ( Поэтому нельзя согласиться с утверждением Ольбрехтса о том, что "этот динамизм, эта асимметрия, столь обычные в скульптуре этого района и редкие в других местах Конго и даже Африки, должны быть без малейшего сомнения приписаны глубокому и давнишнему влиянию Запада". А. Лавашери справедливо отмечает, что "древняя каменная скульптура лучше передавала движение, чем поздняя деревянная". Можно добавить, что реализм пластической и даже психологической трактовки некоторых образов в каменной скульптуре не имеет аналогий среди более поздних памятников. Искусство баконго еще один пример того, что местное традиционное искусство до появления европейцев достигло в отдельных случаях своей завершающей фазы и стояло на пороге перехода к концептуальным формам.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований