Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Иджо

"Энциклопедия «Народы и религии мира»"

и́джо (самоназвание), уджо, народ в Южной Нигерии (основная этническая территория — штат Риверс, живут также в штатах Кросс-Ривер, Ондо и Бендел) и в Западном Камеруне. Делятся на группы: восточные иджо (бонни, окрика, нкоро, калабари), нижние иджо (нембе, акасса), центральные иджо, или изон (колокума, олодиама, меин и др.). Численность 2170 тыс. человек, в том числе 20 тыс. человек в Камеруне. Говорят на языке подгруппы иджо (изон, узо) группы ква нигеро-кордофанской семьи. Основные группы диалектов (или отдельные языки): восточный иджо (калабари, ибани, окрика и др.), нембе, окордиа-бисени, изон. Литературный язык на базе диалектов калабари и колокума. Письменность на латинской графической основе. Бо́льшая часть иджо исповедует христианство, остальные — приверженцы традиционных верований.
Этническая история иджо почти не изучена. Большинство исследователей считает иджо наиболее древним населением Нигерии. Иджо долгое время были данниками Бенина. В XIV—XVI вв. создали более 10 раннеполитических образований ("торговых государств", "городов-государств"), самые мощные из которых — Бонни (Ибани), Брасс (Нембе), Окрика и Новый Калабар (Элем Калабари, или Овоме) — стали в XVII—XIX вв. крупнейшими центрами трансатлантической работорговли на западно-африканском побережье; поэтому этническая территория иджо (включая также Варри и Старый Калабар)получила название Невольничьего Берега. В XIX веке произошла их переориентация на торговлю пальмовым маслом, причём монополия на торговлю им в восточной части дельты Нигера принадлежала новому городу-государству Опобо (основан в 1869), правитель которого Джа-Джа создал к 1885 единую систему торговли.
Основу традиционной социальной организации составляют патрилинейные роды (ибе) и деревенские общины (ама), состоящие из кварталов (поло) и домохозяйств (вари). Деревни управлялись амагула — собранием всего взрослого населения во главе с амаокосовеи из рода первопоселенцев. В период работорговли сформировался особый тип социально-политической организации — хаус (английское, дом), возникший на базе домохозяйства (большесемейной общины вари), членов которого связывали фиктивные родственные отношения (наряду со свободными, членами хауса могли стать и невольники). Каждый хаус выполнял одновременно функции торгового дома и военного отряда (в некоторых городах иджо возникла особая система каноэ-хаусов). Во главе города стояли советы из глав хаусов и тайных союзов во главе с выборным правителем (аманьянабо). Для этого периода характерна деятельность мужских (Экине, или Сэкиапу, Секени, Кириову) и женского (Эгбеле Ириеме) тайных союзов, а также военных ассоциаций (периогбо, короногбо — буквально, "общества удачливых воинов"), в которых могли состоять мужчины, доказавшие свою доблесть в бою либо убившие слона или леопарда. Брак вирилокальный; распространены полигиния, умыкание невест, покупной брак.
Основные занятия — рыболовство и торговля, в прошлом — солеварение (выпаривание из морской воды). Рыбной ловлей занимаются мужчины и женщины. Земледелие развито слабо. Калабари и некоторые другие иджо выращивают ямс, маниок, овощи. Развито изготовление лодок. Женщины занимаются гончарством.
Жилище — прямоугольный в плане, однокамерный дом из обмазанных глиной жердей, крыша двускатная, из пальмовых листьев. Дома часто строят на сваях.
Традиционная одежда — набедренная повязка, современная — европейский костюм.
Пища — в основном рыбная и растительная (каши, похлёбки, варёные, жареные и печёные клубнеплоды с пальмовым маслом и острыми приправами).
Традиционные верования — культ сил природы (прежде всего — духов воды), культ предков. Сохраняются календарные праздники, обряды, связанные с культами духов войны, заселённой земли, городов. Распространены все основные жанры фольклора. Иджо известны высоким уровнем прикладного искусства (маски, погребальные ширмы дуен фобара и др.).

В. А. Попов
Этнонимы: иджо, уджо

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований