Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Иджо

Маска отобо

Маска 'игбо'

Маска"игу"

Дуэн фобара

Искусство племени иджо

 

Иджо (более одного миллиона трехсот тысяч человек), составляющие основное население дельты Нигера, принадлежат к языковой подгруппе ква. Социально-экономическая структура этого народа весьма архаична. Ей соответствуют характер мифологии и местных культов, художественные формы. Иджо, как и другие народности юго-восточной Нигерии, никогда прежде не существовали в условиях государственности. Их экономика издавна базируется на охоте и рыболовстве. В мифологии иджо большое место занимают духи воды, что находит прямое отражение в искусстве. Подавляющее большинство масок общества секиапу (район Калабара), так же как двадцатипятилетний цикл празднеств, связаны с многочисленными духами воды - ово. Стиль этих архаичных масок странным образом напоминает рубленые геометрические формы Западного Судана.

Зооантропоморфная маска отобо сочетает элементы человеческого лица и морды гиппопотама. Формы глаз, носа, лба, пасть и клыки гиппопотама стилизованы, лаконичны, четко огранены и слагаются в единый образ, построенный и уравновешенный как архитектурное сооружение. Архитектурный характер композиции подчеркивают четыре клыка-цилиндра в основании маски, напоминающие опорные столбы, на которых иджо возводят свои жилища.

Маска "игбо", также предназначенная для культа духов воды, антропоморфна. Ее основа - узкая, заостряющаяся книзу доска. На ее плоскости невысоким рельефом обозначены глаза в виде дисков, нос - упрощенный до формы якоря, рот - прямая врезанная линия. Среди африканских антропоморфных масок "игбо", быть может, самая экспрессивная из числа самых лаконичных.

Другая антропоморфная маска, "игу", представляет собой как бы более развитый вариант предыдущей. Элементы, пропорции те же, но все формы более детализированы, линии смягчены. Нижняя часть лица выдвинута вперед, глаза имеют полусферическую форму, обозначены брови и другие детали.

Местную специфическую форму деревянной скульптуры - дуэн фобара (прямоугольные панно с укрепленными на них фигурками) - можно рассматривать в плане стилистической эволюции как следующую ступень "гуманизации" и детализации образа. Дуэн фобара связаны с погребальным культом вождей и членов общества экине. Головы статуэток, а также рот и глаза имеют характерную миндалевидную форму. (Заметим, что точно такую же форму рта имеют некоторые головы бини и статуэтки игбо.) От масок эта скульптура отличается не только меньшей условностью, но и своим полусветским характером. Особо подчеркивается социальное положение лица, которому посвящено панно; его фигура вдвое крупнее сидящих по бокам носильщиков, в руках он обычно держит атрибуты власти, над ним может быть изображен корабль и головы рабов - свидетельство богатства. То обстоятельство, что в целом композиция ассоциируется с бенинскими рельефами, также не случайно.

Натуралистическая тенденция достигает наивысшей степени в деревянных статуях из приморского района Брасса. Одна из них - статуя мужчины, изображающая, возможно, конкретное историческое лицо, являет странное сочетание резкой диспропорциональности фигуры (длина ее ног составляет примерно 1/6 от высоты статуи) с натуралистической трактовкой головы и рук. Появление натуралистических форм, контрастирующих с описанными выше традиционными стилями, объясняется, по-видимому, контактом с какими-то видами европейского искусства (корабельные ростры, изображения святых и т. п.).

В плане местной специфики особый интерес представляют маски типа отобо. Отобо и другие маски духов воды носят горизонтально. В таком положении личина обращена вверх, как морда животного, выходящего из воды (кстати, отдельные танцы, в которых они участвуют, исполняются в воде). Стиль отобо распространен в восточных районах дельты Нигера (центр - район Калабара). Можно отметить особо устойчивый характер этой архаической формы. С минимальными изменениями она передается от деревни к деревне, от одного культа к другому. На западе, в пограничных с бини районах маски иджо более разнообразны.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований