Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Игбо (ибо)

Маска из района Озуитем. Дерево. Народность игбо

Маска тайного общества ммво. Дерево. Народность игбо, Нигерия

Маска общества эккпе. Дерево. Народность игбо

Стилизованная зооантропоморфная маска общества ммво. Дерево. Народность игбо

Маска водяного духа общества огбукеле. Дерево. Народность игбо

Искусство племени игбо (ибо)

 

Большую часть населения восточной Нигерии составляют игбо (ибо), по численности почти равные йоруба (более четырнадцати миллионов человек), но, в отличие от своих соседей, живущие в условиях изолированных сельских общин. Культуру игбо, которых этнографы считают "усердными заимствователями", отличает тенденция к децентрализации, к развитию местных локальных форм.

Децентрализованная социальная и этническая структура, склонность к ассимиляции культурных, религиозных и художественных форм обусловили пестрый характер местных художественных стилей. Маски, статуи, бронзовые и керамические, изделия игбо не только представляют весь спектр от сугубого натурализма до почти чистой абстракции, но, что еще показательнее, обнаруживают отсутствие общих специфических принципов деформации - общей стилистической константы.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить маски водяных духов обществ огбукеле (западный берег Нигера) и эккпе (район Аба, восточная Нигерия) или маски, используемые в аграрных ритуалах в селениях Озуитем и Амазери (восточный район).

Доминирующие формы маски огбукеле - волюты, конусы и полусферы; маски эккпе - строгие скоции и резкие грани; маски из Озуитема - статичное, примитивно-натуралистическое изображение человеческого лица, тогда как маски того же назначения из Амазери очень динамичны и притом абстрактны.

Маска женского духа общества ммво (район Оничи) может быть зооантропоморфной и крайне стилизованной антропоморфной и натуралистичной, зооантропоморфной и натуралистичной. Классификацию усложняет нестабильность форм, множество переменных, частые заимствования - от варьирования отдельных сюжетов до прямых повторений.

Чтобы разобраться в этом сложном конгломерате, попытаемся вычленить несколько обособленных стилистических групп. Располагая эти группы по признаку возрастания условности, мы получаем следующую схему:

1. Антропоморфные маски женских духов общества ммво. Особенности: натурализм с тенденцией к гротескной экспрессии; пропорции лица близки к естественным. Нос продолжает линию высокого, открытого лба, подбородок срезан, рот оскален. Уши и волосы стилизованы. Личина увенчана более или менее сложным головным убором с высоким гребнем. Маски окрашены в белый (символизирующий смерть) и черный цвета.

2. Антропоморфные маски мба (район Афикпо; используются в аграрных ритуалах Ико Окоши). Особенности: тонкая стилизация на основе пропорционального натуралистического изображения. Личина в форме чистого овала имеет навершие в виде сидящей человеческой фигуры. Характерны миндалевидные формы (глаза, рот), ритмические повторы сдвоенных дуг (брови, крылья носа, рисунок волос). От глаз к подбородку - татуировка в виде трех параллельных линий. Маски раскрашены.

3. Зооантропоморфные маски общества ммво (район Оничи). Особенности: экспрессивно трактованные антропоморфные (глаза, нос) и зооморфные (пасть, уши, рога) элементы. Дважды повторенная сердцевидная форма (абрис личины, изгиб рогов) иногда подчеркнута рельефным контуром.

4. Абстрактные маски маджи (район Афикпо; используются в аграрных ритуалах). Особенности: овальная основа, сверху вниз по вертикальной оси располагаются круто изогнутый гребень (форма ритуального ножа для срезания ямса), три вытянутых вперед цилиндра и короткий конус между ними.

Помимо этих наиболее распространенных типов существуют различные виды масок, более или менее близкие к ним по стилю.

Круглая деревянная скульптура игбо представлена большими расписанными статуями предков. Довольно натуралистические фигуры, изображенные в статичных позах, с вытянутыми вдоль туловища руками, имеют удлиненные пропорции, не типичные для африканской скульптуры.

Значительно больше стилизованы статуэтки икенга, существующие не только у игбо, но также у их соседей - игала, идома, иджо, бини и других. Икенга-зооантропоморфная фигурка-алтарь, посвященный "правой руке", ее всемогуществу и жизненной силе. Икенги обеспечивают успех в различных видах практической деятельности, символизируют судьбу и физическую силу их хозяина, после его смерти уничтожаются. Разнообразные условные формы этих статуэток, как правило, не ассоциируются с описанными стилями масок и статуй. Их постоянным атрибутом являются рога, принимающие иногда форму причудливого головного убора.

Таким образом, в искусстве игбо не существует ни выраженной стилистической константы, ни того, что называют "ядерным" стилем. Все же один из перечисленных стилей, а именно стиль натуралистических антропоморфных масок ммво (первая группа), можно считать в какой-то мере ключевым, поскольку некоторые его особенности (узкие, миндалевидные, близко посаженные глаза, характерная, резко очерченная форма рта и др.) чаще, чем какие-либо другие, встречаются в различных группах скульптуры игбо. Показательно, что с тем же стилем сближается и абстрактная маска маджи, которая в отвлеченных формах почти точно воспроизводит динамическую композицию масок ммво. О том, что этот стиль является одним из самых устойчивых и аутентичных, свидетельствуют глубокие параллели, которые обнаруживаются при сравнении масок ммво со старыми бронзовыми масками и браслетами, найденными в 1939 и 1960 годах в районе Авки. Антропоморфная маска и человеческие изображения на браслетах имеют точно такие же узкие, близко поставленные глаза, резко очерченный рот, орнаментальный рисунок волос (в виде концентрических кругов) и ту же татуировку, что и маски ммво.

Праздники масок игбо отличаются карнавальным театрализованным характером, проходят в атмосфере соперничества, при всеобщем участии публики. Хотя многие маски, танцы, ритуалы (похороны, инициации и т. д.) по-прежнему выполняют религиозную функцию, есть признаки, указывающие на то, что десакрализация художественного творчества у игбо началась давно, и, возможно, этот процесс постепенного перерождения культовых форм усилил тенденцию к заимствованиям и стилистической дифференциации. Лабильности художественных форм у игбо соответствует сравнительно широкий диапазон художественного творчества, более быстрая, непосредственная художественная реакция на изменение ситуации. Уже в 30-е годы у игбо появляются скульптурные изображения полицейских, чиновников, водителей грузовиков и т. п. Этот новый вид имитативной скульптуры сильно тяготеет к макету, то есть являет нечто прямо противоположное традиционной идеопластике. Изображая современную ему живую модель, например полицейского, художник не довольствуется натуралистической трактовкой лица, фигуры - он старательно воспроизводит мелкие детали одежды, вплоть до пуговиц, пряжек, узора ткани. Портной, например, сидит за швейной машиной, которая изображена во всех подробностях и имеет настоящий приводной ремень. Конкретные добавления, такие, как очки, различные детали одежды и т. п., можно видеть довольно часто. Появление изображений-макетов (иногда в виде надгробий) следует рассматривать не как простое внедрение новых сюжетов, но как начало новой художественной традиции. Не случайно эти первичные формы макетно натуралистичны и воплощены в "первичном" материале - глине. Подобные изображения появились в последние десятилетия также у фон, ибибио и других народов.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований