Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

 

ПЛЕМЯ ХАМЕР

Хамер(Hamer, Hammere, Hamar, Бешада) - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тысяч человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна.

Хамер мусульмане сунниты, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей. Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке Hamer-Banna, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота.

В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена Хамер, Каро, Бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег. Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду маза (maza). Не сможет - будет ещё год ждать и тренироваться.

Маза также принимают участие в ритуальном бичевание девушек. Женщины деревни сами изъявляют желание участвовать в этой церемонии. Девушки доводят себя до экстаза бешеными ритмичными танцами и провоцируют маза. При этом маза отгоняют их и хлещут жесткими, словно прутья, стеблями тростника. Женщины получают открытые раны, которые являются отметиной истинной женщины-хамер. Считается, что поскольку сестра или родственница терпели боль из-за мужчины, она может позже обратиться к нему за помощью, если окажется в затруднительном положении. Шрамы, которые остаются от этой порки, затем гордо демонстрируются как своеобразные знаки женской чести. Церемония завершается застольем, которое длится несколько дней. При этом исполняются традиционные танцы племени. В это время выпивается такое количество соргового пива, которое семья прыгуна может выставить.

Муж хамер должен бить своих жен по определенным дням в целях профилактики и выражая таким образом любовь. Чем больше шрамов на женщине, тем красивее (и любимее) она считается.

Процедура вступления в брак у хамеров проста. Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна кукурузы или сорго, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп.

Железные ошейники на шеях девушек хамер определяют их семейное положение. Как правило, женщины Хамер выходят замуж за мужчин значительно старше себя. Их пытаются выдать, начиная примерно с 12 лет. После свадьбы муж ловко производит своей жене искусственную дефлорацию (лишение девственности) деревянной штуковиной, называемой "ангебе мамби" или по другим сведеньям "Окулибоко". Эту штуковину можно легко купить на базаре. Специальный не снимаемый ошейник из металла и сыровяленой шкуры с ручкой достается только первой жене и называется "Биньере". Остальные носят обыкновенные железные обручи, количество которых обозначает порядковый номер жены, они называются "Исанте". Всего можно иметь до 4-ых жен. Когда муж умирает, жена становится главой семьи. Она также управляет делами младшего брата мужа и ухаживает за его домашним скотом, если его родители умерли. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

Мужчины хамер одеваются в что-то на подобие юбки, многослойные бусы из бисера на шее, серёжки с бисером в ушах. На поясе кожаный ремень со множеством карманчиков. Он везде носит с собой небольшой стульчик. Наличие оружия - признак достатка. Серьги у мужчины обозначают количество жен.

Суеверия тесно связаны с проблемами выживания. При рождении ребенка его судьба определяется гаданием на коровьих или козьих кишках. Женщинам принято удалять один нижний передний зуб - в противном случае семья рискует навлечь засуху, неурожай или болезни. Интересны также земледельческие традиции Хамер. Женщины подготавливают почву, взрыхляя и удаляя сорняки, а мужчины - засевают ее. Согласно системе сексуальных символов считается, что урожай является детьми земли и мужчины. А женщина, выполняет роль акушерки.

Нищеты как таковой здесь нет. Не нужны им дорогие игрушки, тряпки, бутылки, зеленая "макулатура" и прочие достижения цивилизации. Люди жили здесь так и сотни, и тысячи лет назад, неплохо жили. Сейчас их очень портят туристы, помогая ощутить "блага" цивилизации. Наибольший вред наносили и наносят духовные миссии и гуманитарные организации. Первые бездумно пытаются обратить всех в христианство - самую жестокую из всех религий, вторые уже навели последних на мысли, что весь мир им должен.

Хамеры выделяются заботой о своей внешности. Касается это как мужчин, так и женщин. При этом если у первых прически носят скорее комичный характер, то на женскую прическу нужно потратить несколько часов. Впрочем, здесь никто особенно не торопится. Свою густую шевелюру они разбивают на множество косичек - ассиле (по-амхарски шурупа, shurupa), а потом густо намазывают их жидкой смесью глины, охры и воды. Через какое-то время прическа затвердевает. Такая прическа является символом здоровья и благосостояния и называется "гоща" (goscha). Чтобы сохранить свои прически, хамеры используют в качестве подушек некое подобие деревянных стульчиков. Женщины народа хамер - одни из самых тщательно одевающихся женщин в регионе. Хамер очень любят украшать и разрисовывать себя. Каждый орнамент на теле имеет символическое значение, не говоря уже об украшениях.

Африка - древнейший очаг бортничества на Земле. На ветках плоских зонтичных акаций развешаны сигарообразные ульи. В Эфиопии 3,3 миллиона ульев, она главный производитель и экспортер мёда и пчелиного воска в Африке. При этом около 70-80% собираемого мёда идёт в тэж - местный алкогольный напиток. Напиток имеет желто-оранжевый цвет и 8-10 градусов крепости. Раскопки в Аксуме, который являлся столицей могущественной империи с 1 века до н.э. по 8 век, подтвердили следы вина на основе мёда. Христианство пришло в Эфиопию в 4 веке, оно не запрещало алкоголь, и тэж получил многовековую культурную поддержку.

http://www.basha.lv/?wp=359&lg=1&fid=275

Эфиопия

Судан

©2012 Центр Украино-Африканских исследований