Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Искусство племени гуро

 

Искусство двух народностей центральной и восточной части Берега Слоновой Кости, гуро и бауле, часто рассматривают как единый художественный комплекс. Действительно, в культуре и искусстве этих народностей имеются определенные моменты, оправдывающие их сближение (взаимовлияние в области техники и стиля и др.), но наряду с ними существуют и другие, свидетельствующие о том, что именно на стыке двух этих культур проходит рубеж между художественными центрами Западного и Центрального Гвинейского побережья.

Земледельцы гуро (около ста тысяч человек), населяющие центральный район Берега Слоновой Кости, принадлежат к той же подгруппе манде, что и дан, бамбара, малинке.

Традиционным видом изобразительной деятельности является резьба по дереву. Восточные соседи гуро, бауле, принадлежат к этнической группе акан. В культуре бауле сохранились черты, характерные для развитых цивилизаций Гвинейского побережья. От ашанти они унаследовали технику художественного литья и чеканки. Широкое развитие этого вида пластического искусства - характернейшая черта художественной культуры ашанти, фон, йоруба, бини и других народов Гвинейского побережья, от восточных районов Берега Слоновой Кости до устья Нигера.

Таким образом, в территориальном плане искусство гуро является последней школой западной судано-гвинейской деревянной скульптуры, а искусство бауле - крайней западной ветвью центральногвинейских культур, достигших наибольшего развития в эпоху Ифе и Бенина.

Искусство гуро, представленное главным образом деревянными антропо- и зооморфными масками, в стилистическом отношении являет собой органическое сочетание художественных форм, типичных для искусства бете, сенуфо, бауле - ближайших соседей гуро. Тем не менее, это искусство не лишено своеобразия. Антропоморфные маски гуро, маски-портреты, связанные с культом предков, хотя и сближаются с аналогичными масками бауле (мягкость моделировки, плавный силуэт, гладкая, зачерненная фактура, срезанный подбородок, зигзагообразный орнамент), однако никогда не повторяют их. Особенно заметно своеобразие стиля гуро в зооморфных масках общества замбле. Маска антилопы, используемая в обрядах плодородия, может быть зооморфной и зооантропоморфной. Зооморфный вариант - умеренно стилизованная голова антилопы с витыми, сходящимися надо лбом рогами, выпуклыми круглыми глазами и ноздрями, повторяющими форму глаз. Зооантропоморфная маска антилопы имеет такие же витые рога и характерные для человеческих изображений большой выпуклый лоб, зигзагообразный орнамент линии волос, узкие полузакрытые глаза. Маски антилопы часто раскрашены и иногда используются как военные маски.

Статуи у гуро очень редки, однако деревянные антропоморфные фигуры, венчающие парами некоторые виды масок, дают ясное представление о пропорциях и формах круглой скульптуры, которая, очевидно, в прошлом существовала у гуро - наследников очень древней культуры.

Одной из отличительных особенностей социальной организации гуро является отсутствие института вождей. Всеми делами сельской общины управляют совет старейшин и общество масок. Наиболее известные из этих обществ - гие, замбле, гли и кене (женское). Б. Оля, крупнейший знаток культуры народов Берега Слоновой Кости, предполагает, что зооантропоморфные маски замбле сравнительно позднего происхождения. Наиболее древними он считает зооморфные маски. Можно отметить, что по стилю эти маски разнообразнее других. Среди них есть очень близкие к натуре, но немало также и весьма условных. К сравнительно поздним видам изделий относятся катушки ткацких станков, украшенные изящно вырезанными головками, стиль которых сближается со стилем антропоморфных масок. В целом искусство гуро отличается от искусства соседей, бауле, большей эмоциональностью, экспрессивностью.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований