Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Гере

Дан

Маска с подвижной челюстью. Дерево. Дан, Берег Слоновой Кости. Частная коллекция, Цюрих

Маска ('южный' стиль). Дерево. Народность дан

 

 

 

 

 

 

Искусство племен дан-гере

 

Сложный стилистический комплекс, известный как художественная школа дан-гере, включает искусство более десятка народностей юго-запада Берега Слоновой Кости, Либерии и южной Гвинеи. Благодаря необычайно широкому диапазону художественных форм морфологический анализ этого комплекса дает возможность вскрыть некоторые закономерности того, что мы называем синхронной стилистической эволюцией.

В своих наиболее типичных проявлениях стили дан и гере не только не имеют ничего общего, но и прямо противоположны друг другу. Однако их тесно связывает сложный лабиринт подстилей соседних племен - герзе, коно, мано, гио, гех, вобе, бете, гребо и других, - формировавшихся под влиянием общих центров. Известную роль в образовании этого комплекса играло и взаимовлияние периферийных художественных школ круга дан и гере, расширившее спектр переходных локальных форм до полного их совмещения в отдельных случаях.

Образ жизни, социальная структура, верования дан и гере имеют много общего; исторические судьбы и язык этих народностей различны. Дан (общая численность более восьмисот тысяч человек) населяют районы Ман и Данане в верховьях рек Нзо и Кавалли, близ границы Берега Слоновой Кости с Либерией. Они говорят на языке подгруппы манде, что соотносится с местной версией, согласно которой несколько столетий назад они прибыли с севера, из района саванн.

Соседи дан - гере (нгере), герзе, кра, вобе, гребо и другие - принадлежат к гвинейской языковой группе. Они всегда были жителями прибрежных тропических лесов. Сходный образ жизни и перекрывающее все местные нюансы господство тайного общества поро, деятельность которого на протяжении веков пронизывает всю общественную жизнь, не нивелировали существенных различий в художественной культуре этих народностей. Как уже было сказано, наиболее типичные образцы искусства дан и искусства гере в стилистическом плане противостоят друг другу как антиподы. Несмотря на то, что искусство дан-гере представлено исключительно масками, в нем, как справедливо отметил А. Лавашери, "проявляются все стилистические типы африканской скульптуры, от портретного реализма до чистой абстракции".

Классификация масок дан-гере представляет большие трудности. Их изучением в разное время занимались П. Ванденхаут, Г. Харлей, Е. Доннер, Г. Химмельхебер, Е. Фишер. Ванденхауту, который в 1938-1939 годах на месте изучал художественный комплекс дан-гере, удалось вычленить следующие стилистические группы масок:

  • маски дан ("классический" северный стиль);
  • маски гех ("клювомордые", с подвижной челюстью);
  • маски дан (южный стиль);
  • маски гере-вобе (отчасти условные);
  • маски под стиля дан-гере (кубистические);
  • маски под стиля уаме (селение Фланплё), синтезирующие;
  • маски под стиля кулиме.

Маски "классического" ("ядерного") стиля дан антропоморфны, имеют правильные пропорции, чистый, заостренный книзу овал лица, высокий, слегка выпуклый лоб, мягко моделированные скулы, четко очерченный приоткрытый рот, нос правильной формы с тонко обрисованными ноздрями. Мужские и женские маски этого стиля отличаются формой глаз. Глаза женских масок имеют удлиненную миндалевидную форму, мужских - круглую.

Маски художественной школы гере и близких к ним народностей - вобе, гребо, бете и других - динамичны, остро экспрессивны, тяготеют к рубленым дискретным формам, геометрическим объемам, архитектурной конструкции. Чаще всего маски гере зооантропоморфны, иногда антропоморфны. При сохранении довольно правильных общих пропорций антропоморфных масок деформация отдельных элементов достигает самой высокой степени. Силуэт маски приближается к квадрату или прямоугольнику, глаза трактованы в виде цилиндров или усеченных конусов, скулы - в виде отдельных ограненных объемов, огромные вздутые губы занимают иногда всю нижнюю часть личины, не оставляя места подбородку, рот может иметь форму полого усеченного конуса. Маски часто снабжены бычьими рогами или кабаньими клыками. Отдельные геометризованные детали лица, чаще всего глаза и нос, но также лоб, скулы, рот могут быть повторены несколько раз. Таковы в общих чертах полярные варианты стилей дан и гере: идеализирующего реализма "классического" северного стиля дан и гротескового стиля гере-вобе.

Как уже говорилось, между этими крайними стилистическими вариантами в искусстве дан и гере можно обнаружить весь промежуточный спектр форм, образующих естественный плавный переход от "классицизма" дан к экспрессионизму гере. Это изменение стиля от селения к селению является одним из частных, наиболее показательных случаев синхронной эволюции.

Мужские маски южных дан утрачивают свой спокойный реалистический характер и приобретают некоторые черты, свойственные искусству гере (скелетные, геометризованные формы лица, дополнения в виде усов и бороды и т. д.). С другой стороны, у гере существуют некоторые типы масок (например, маска гла), которые приближаются к реалистическим формам северного стиля дан (правильный овал лица, мягкая моделировка, умеренно стилизованные обобщенные формы рта, носа, глаз). Синхронная эволюция четко прослеживается в искусстве местных народностей коно, мано, вобе, бете, гребо и других. Это искусство представляет собой оригинальный синтез, в котором широко используются неограниченные возможности сочетания реалистических и экспрессионистических элементов обоих художественных центров. В качестве наиболее показательного примера такого синтезирующего стиля можно привести маски из Фланплё (Берег Слоновой Кости). Ванденхаут считает, что это селение на юго-западе страны достигло положения самого представительного художественного центра Берега Слоновой Кости благодаря своему территориальному положению в районе, где скрещиваются основные художественные течения сложного комплекса дан-гере. Среди народностей, искусство которых находится в сфере влияния художественной школы дан-гере, различаются две группы. Одна, включающая коно, мано, гио, гех и некоторые другие, следует в основном традиции дан, другая, к которой принадлежат вобе, бете, гребо, - традиции гере. При этом существуют "провинциальные" маски, обладающие своими собственными специфическими чертами, проникающими в искусство соседних племен.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований