Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Фанг

Женская статуэтка биери - навершие реликвария

Ngontang

Маска общества нгиль

 

Искусство племени фанг

 

Фанг (пангве, пауин) - крупная народность, включающая племена булу, яунде, нгумба, этой, мваи, нтумун и собственно фанг. Общая численность более двух миллионов двухсот тысяч человек, из них один миллион шестьсот тысяч - в Камеруне и триста тысяч - в Габоне.

В преданиях этого народа сохранились воспоминания о далеком прошлом, о первоначальной родине - стране саванн, находящейся где-то далеко на северо-востоке, о "белых людях", владеющих лошадьми и искусно обрабатывающих железо. Из тех же преданий следует, что фанги были вытеснены оттуда пастухами фульбе и в своем продвижении на юго-запад (из района Бахр-эль-Газаля или Адамавы) в свою очередь оттеснили к югу бакота. Ассимилировав ряд местных племен, фанги, несомненно, заимствовали у них некоторые хозяйственные и культурные элементы, соответствующие особым условиям жизни в зоне влажных экваториальных лесов. Возможно, отдельные типы масок (например, изображения лесных духов) существовали здесь до появления фангов. Однако вряд ли справедливо ставить вопрос о том, какому из местных племен может принадлежать художественная традиция фангов - "изобретение особой стилизации человеческого лица". У местных племен могли быть заимствованы, по-видимому, некоторые виды масок, отличающиеся по форме от других художественных изделий фангов, и в первую очередь от их культовой скульптуры.

Скульптура фангов не случайно очень рано привлекла внимание европейских коллекционеров. Благодаря своим художественным особенностям она и теперь остается в числе наиболее ценимых памятников африканской скульптуры. Статуи и маски фангов связаны с культом предков и деятельностью тайных обществ нгиль (или нги), бойем, биери. Биери называются также обряды инициации, которыми руководит это общество, культ предков и особые деревянные фигурки - головы, бюсты или статуэтки. Эти скульптурные изображения помещаются на крышке специального короба-реликвария, в котором хранятся черепа предков и другие семейные реликвии и ценности. В числе таких ценностей могут быть раковины, рога антилопы, наполненные колдовской смесью, и т. п. Количество черепов в реликварии свидетельствует о древности рода. У фангов Габона черепа раскрашиваются черной или красной краской и украшаются париком из древесных волокон. Реликвии и черепа предков используются в обрядах инициации. Череп может "выходить" к новопосвященным или обращаться к ним с речью (короб трясут, и стук костей воспринимается как голос предка). Реликварии хранятся в жилище, или им отводят в деревне специальное помещение. Видеть биери женщинам не полагается. Являются ли биери изображением предков или стражами-фетишами - неизвестно. Е. Трезенем и П. Александр считают, что скульптура изображает предка, череп которого хранится в коробе. В пользу этого как будто свидетельствует тот факт, что фигурки могут быть мужскими или женскими. Однако У. Фэгг, ссылаясь на то, что фанги очень легко соглашались продать статуэтку, но ни за что не хотели расстаться с черепом, считает, что биери не служат вместилищем духа предка.

Статуэтки биери справедливо считаются наиболее совершенными изделиями скульпторов фанг. Фигуры четко членятся на отдельные пластические объемы: голова, шея, грудь и плечи, предплечья и кисти, живот, таз и бедра, голени и ступни. На голове также четко вычленена стилизованная форма, обозначающая прическу. Пропорции фигур укорочены, приземисты. Длина ног равна примерно одной трети фигуры. Позы иератичны, положение головы строго фронтально, руки прижаты к животу или сложены на коленях, ноги согнуты под прямым углом, часто фигурка изображена сидящей. Моделировка сочетает мягкую пластичность трактовки отдельных форм с резким их вычленением из общего объема. Размер фигурок колеблется от тридцати до семидесяти сантиметров; они, как правило, изготовлены из твердого дерева и имеют гладкую, темную фактуру. Характерно отсутствие орнаментальной резьбы, даже племенная татуировка воспроизводится лишь в единичных случаях, что, возможно, подтверждает предположение У. Фэгга о том, что биери не являются фигурами предков. Простейший орнаментальный мотив в виде резных параллельных или пересекающихся линий иногда используется (очень экономно) для обозначения волос.

Вместо статуэток в качестве навершия реликвария часто использовались деревянные головы того же стиля на длинной цилиндрической шее-подставке. Именно в трактовке человеческой головы ярче всего проявляются особенности стиля фанг. Голова имеет правильную яйцеобразную форму. Высокий выпуклый лоб и вогнутая плоскость лица образуют в профиль четкий волнообразный силуэт. От переносицы к вискам расходятся крутые арки надбровий. Глубокие глазные впадины и острый выступающий подбородок придают головам биери некоторое сходство с черепом. Очень интересна и разнообразна трактовка волос. Несмотря на большое количество вариаций (косички, S-образные и прямые пряди, завитки и т. п.), их масса всегда подчеркнуто вычленена, резко отделена от лба и напоминает парик. Сравнивая различные типы прически, бытовавшие у фангов в конце XIX - начале XX века, Г. Тессманн пришел к выводу, что головы древнее бюстов и статуэток. Кажется, в пользу этого предположения говорит и тот факт, что изготовление статуэток биери было отмечено после 1900 года.

Описанные стилистические особенности сохраняются во всех районах, однако степень условности может колебаться от умеренно стилизованных форм у северных фангов до более условных - у южных. Причину этих колебаний следует искать не только в подплеменных различиях, но также во влиянии художественных традиций соседних крупных художественных школ: на севере - натуралистических форм экой, бамилеке, на юге - условных бакота, баквеле.

Считается, что маски фангов в художественном отношении значительно уступают круглой скульптуре. Действительно, в них не только заметна эклектичность, но также, как правило, отсутствует тщательность, законченность исполнения, характерная для подавляющего большинства фигурок биери. Однако среди масок общества нгиль (Это общество выполняет различные социальные функции, в частности, разоблачает воров, отыскивает убийц, колдунов. Каждая деревня изготовляет свою маску, которая может иметь форму шлема с навершием в виде человеческой фигурки или форму плоской, круглой или продолговатой личины. Маски появляются ночью, криками предупреждая женщин о своем приближении) встречаются отдельные яркие образцы описанного выше стиля. В практике этого общества кроме масок используются большие, трехметровые глиняные статуи, перед которыми совершается обряд, имеющий целью выявление преступника (ил. 297) (Когда умирает член общины и есть подозрение в убийстве, каждый житель деревни должен, проходя мимо статуи, вонзить в нее копье и произнести: "Пусть я умру, если я убийца". Считается, что в этот момент страх выдаст преступника).

Графическое искусство фангов представлено изящными миниатюрами, вырезанными на овальных пластинах плодовой косточки. Эти фишки еще недавно использовались в азартной игре - аббиа. (Раньше они, по-видимому, имели иное назначение, - возможно, гадание.) Стилизованные фигурки птиц, рыб, животных, человека, остроумно и с большим мастерством скомпонованные в овал, напоминают некоторые архаические формы наскальной живописи. Древние аббиа высоко ценятся современными африканскими ювелирами, которые используют их в различных украшениях.

По степени условности стиль фанг является переходным от натуралистических форм экой и бамилеке к крайне условным - бакота и баквеле. Этот момент синхронной стилистической эволюции отражен, как было отмечено выше, и в вариациях подплеменных стилей (яунде, булу, нгумба, нтумун и т. д.), в переходе от форм менее условных на севере к более условным на юге. Что касается таких качественных показателей, как контрастные сочетания округлых выпуклых и вогнутых объемов, характерные для скульптуры фангов, то они не являются специфической особенностью исключительно данной художественной традиции. Этот прием широко используется в скульптуре гуро, сенуфо, мангбету, азанде, варега и многих других народностей Гвинейского побережья и бассейна Конго.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований