Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Экои

Маска-наголовник. Дерево, обтянутое кожей. Аньянг (экой), Нигерия. Музей народоведения, Франкфурт

Статуэтка. Дерево. Народность кеака (экой), Камерун. МАЭ, Ленинград

Статуэтка. Дерево. Народность аньянг (экой), Камерун. МАЭ, Ленинград

 

Искусство племени экои (эджагам)

 

Экой (самоназвание - эджагам), которых насчитывается более четырехсот тысяч человек, живут в лесах на границе между Нигерией и Камеруном, в районе реки Кросс. Их основные занятия - охота и земледелие. Экои составляют ядро этнической группы, включающей более десятка племен, в частности аньянг, кеака, обанг, боки, нта, нзелле, нде и другие. Историческая культурная общность этих племен отражена в их художественных традициях, прежде всего в масках местного тайного общества экпо (эгбо). В обрядах экпо используются почти исключительно маски-наголовники - вырезанные из дерева человеческие головы, прикрепленные основанием к небольшой плетеной корзинке, которая надевается на голову танцора. Стиль этих масок отличается крайним натурализмом. Мужские и женские лица, часто совмещенные в одной маске типа "янус" (Такие маски, изображающие темное мужское и светлое женское лица (или две пары лиц), символизируют оппозиции: смерть - жизнь, отец-небо - мать-земля, прошлое - будущее), воспроизведены с поразительной точностью. Тщательная моделировка учитывает мельчайшие особенности анатомического строения, вплоть до того, что надбровные дуги на мужских масках обозначены более четко, чем на женских. Натуралистический эффект усиливает обтяжка голов кожей, накладка настоящих волос, инкрустация глаз и зубов, окраска губ и бровей.

Маски-наголовники подобного типа существуют у многих здешних племен, однако степень натурализма не везде одинакова. Наиболее яркие образцы этого стиля встречаются в искусстве аньянг, затем у собственно экой, у боки уже появляются некоторые признаки стилизации (можно заметить, что деформация прежде всего касается глаз и рта). У кеака стилизация достигает того уровня, когда фактически складывается новый стиль, тяготеющий к "кубистическим" объемам и архитектурному принципу построения. Стиль этот полнее воплощен в статуэтках. Фигура, вписанная в цилиндр, строится при помощи нескольких простых объемов. Нижняя часть фигуры (в основном бедра) образует дискообразную форму, на которую опирается слабо расчлененный торс. Эту форму повторяют плечевой пояс и круглая подставка. На яйцеобразной голове высоким рельефом резко обозначены глаза, нос и рот, сохранивший отдаленное сходство (форма полумесяца) со стилем собственно экои (Собрание Музея антропологии и этнографии (Ленинград) обладает крупной коллекцией статуэток кеака, поступивших в музей в 1909 году (собиратель А. Мансфельд)). Следует отметить, что не менее условные формы встречаются и в круглой скульптуре аньянг.

Маски экои в целом образуют довольно монолитный ансамбль. Кроме двуликих и четырехликих существуют маски с большими, закрученными спиралью рогами; волосы, как и зубы, иногда инкрустированы деревянными колышками, но при этом всегда сохраняется анатомически точное воспроизведение человеческого лица. У экой существует также тип зооантропоморфной маски "этеиокум", синтезирующей черты человека и гиппопотама или обезьяны. Стиль этой горизонтальной маски резко отличается от описанного выше. Ее фантастические, гротескные формы четко геометризованы, лаконичны, обобщены.

Натурализм антропоморфных масок, возможно, имеет своим истоком имитацию настоящих отрубленных человеческих голов. По существовавшему обычаю "возвратившиеся из военного похода экой танцевали, выставляя напоказ отрубленные головы врагов". Судя по стилю деревянных голов-"заменителей", этот обычай существовал у экой еще в сравнительно недавнее время.

С точки зрения синхронной стилистической эволюции художественная школа экой занимает ключевое положение в цепи художественных школ натуралистического направления - цетга, которая прослеживается на Гвинейском побережье от восточных границ Берега Слоновой Кости (бауле) и, по общепринятому представлению, находит свое наиболее полное выражение в искусстве Ифе. Как показывает стилистический анализ, эта натуралистическая тенденция достигает наивысшей степени в искусстве экой, а именно у экой - аньянг. Разумеется, это не означает, что школа экой может претендовать на роль некоего генетического центра в этой цепи. Различные признаки, в том числе недостаточно сублимированный характер образов, "неотштампованность" стиля, указывают на то, что натуралистическое направление в искусстве экои появилось в не столь отдаленную эпоху и связано, по-видимому, с пресечением некоторых обычаев и с выполнением прямой компенсаторной функции. В другом историческом контексте обряды с использованием масок-наголовников могли бы сохраняться веками и с течением времени, по мере того как эпоха "охоты за головами" отходила бы в прошлое и в коллективной памяти народа сглаживались воспоминания о соответствующих ритуалах, форма постепенно утратила бы свой натуралистический характер и уступила место более условному изображению.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований