Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Бидього

Маска быка яре. Плетеная основа, обтянутая кожей, бисер, рога натуральные

Женская статуэтка

Искусство племени бидього

 

Крайним северо-западным пунктом, где еще в конце XIX века существовала традиционная скульптура, являются острова Бижагош, вблизи берегов бывшей Португальской Гвинеи (ныне Республика Гвинея-Бисау). Искусство местной народности бидього относится к числу наименее изученных в Тропической Африке. Бидього (около двадцати тысяч человек), издавна пользовавшиеся славой искусных моряков и бесстрашных воинов, постоянно держали своих соседей под угрозой нападения, о чем свидетельствуют сохранившиеся береговые укрепления. Португалец Альвареш де Альмада, посетивший в XVI веке острова Бижагош, писал, что их жители "умеют делать только три вещи: воевать, изготовлять лодки и готовить пальмовое вино". Хотя в ранних сообщениях отсутствуют какие-либо сведения о художественной деятельности бидього, упоминание де Альмада об изготовлении лодок может служить косвенным указанием на существование деревянной резьбы, поскольку одним из лучших образцов местной традиционной пластики является ростр с резной деревянной головой быка - непременный атрибут королевской военной лодки бидього.

Большая часть сохранившихся художественных изделий бидього датируется XIX веком. Среди них - статуи предков (чаще всего сидящие и стоящие женские фигуры), статуэтки танцоров, большие (до одного метра) столбообразные женские фигуры с длинной кольчатой шеей, раздвинутыми ногами, без рук, символизирующие плодородие, а также разнообразные предметы прикладного искусства: резные сиденья с зооантропоморфными изображениями, чаши и вазы с многофигурными скульптурными группами, в которых довольно живо изображаются спорящие и пьющие люди, церемониальные ложки и навершия жезлов в виде женских и мужских фигур. Степень условности этих скульптурных изображений различна. Наименее условно трактуется голова, в особенности голова быка и женщины. Отдельные статуэтки свидетельствуют о непосредственном отношении к объекту (то есть произведение в данном случае можно рассматривать как воспроизведение конкретного реального образа). Изображение быка, считающегося здесь символом красоты, силы и мужества, встречается на калебасах и в стенных росписях. Маска бидього яре также почти натуральный слепок бычьей морды с плоскими изогнутыми рогами, украшенными геометрическим орнаментом.

Интересна стенная живопись на внутренних стенах круглых глиняных хижин в виде длинных полихромных композиций из стилизованных и геометрических фигур. Живописью украшены также обрамления дверей, глиняные алтари и наружные стены жилых домов. Причем живопись на наружных стенах отличается большей натуралистичностью, повествовательными традиционными сюжетами (танцоры, гребцы на лодках, рыбы, быки, грузовики, самолеты).

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований