Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Бете

"Энциклопедия «Народы и религии мира»"

бете, народ на юго-западе Кот-д'Ивуар в междуречье среднего течения рек Сасандра и Бандама. Численность 2600 тыс. человек. Включает группы квадиа (нередко рассматриваемые как собственно бете), дида, годие, гибо, нейо, бобва (вайа) и др. Некоторые группы — результат культурного и генетического взаимодействия с соседними народами бакве, гуро. Язык бете группы ква нигеро-кордофанской семьи. Сохраняют традиционные верования, часть — католики.
Этногенетические предания, возводящие всех бете к общему предку-культурному герою Лаго-Тапе, свидетельствуют о приходе бете на территорию нынешнего расселения с запада, из районов Либерии. Зона тропического леса — древняя экологическая ниша бете.
Основные традиционные занятия — охота и собирательство, вспомогательную роль имело тропическое подсечно-огневое ручное земледелие (ямс, бататы, кукуруза, бананы). Выращивание орехов кола служило базой традиционных хозяйственных обменов через посредство дьула с зоной саванн на севере. В колониальное время получило распространение плантационное земледелие с выращиванием культур на экспорт (какао, кофе и др.), разрушающее традиционный хозяйственный и социальный уклад. В традиционной хозяйственной системе характерно половозрастное разделение труда. Развиты кузнечество, гончарное, обработка дерева.
Традиционная социальная организация формируется на стыке половозрастных, родственных, общинных и потестарных структур; в основе — большая семья. Брак — вирилокальный, нередко — полигинный. Счёт родства — патрилатеральный.
Брачные связи регламентируются родовыми структурами: линиджами (глебо) и их совокупностями (дикпи). Родовые структуры и территориальные общности связаны с существованием эпигамных групп предпочтительного брака и взаимопомощи — леле; последние оформляются обычаями, связанными с так называемыми отношениями подшучивания. Имеются следы племенной организации. Потестарные институты относительно слабо выражены, традиционная военная организация разрушена, хотя отчётливы следы её былого влияния. Возможно, на развитие в прошлом потестарной и военной организации оказала влияние трансатлантическая работорговля, полностью угасшая во второй половине XIX века.
Традиционные поселения — деревни, где семья заселяет отдельный квартал. Жилища — преимущественно прямоугольные с двускатной соломенной крышей.
Одежда мужчин — рубахи (типа туники) и покрывала-тоги, женщин — юбки из полотнищ, оборачиваемых вокруг бёдер. Распространены перстни, браслеты, кольца, серьги, другие украшения. Для многих бете характерно наличие посвятительных рубцов-татуировок — длинной полосы, идущей от вершины лба до кончика носа. Иногда затачиваются передние зубы (резцы и клыки).
Пища преимущественно растительная.
Характерно почитание персонифицированных сил природы. Прослеживается существование космогонического мифа, астральных мифов, представлений об астральных связях, однако представления о "богах" неотчётливы. Развит культ предков. Католицизм нередко образует синкретические формы с традиционными верованиями.
Сохраняется песенный, повествовательный, танцевальный фольклор. Имеются эзотерические знания и связанные с ними социальные институты. Практикуется магия, народная медицина. В XX веке бете изобретена пиктографическая система письма, не получившая широкого распространения.

В. Р. Арсеньев
Этнонимы: бете

Кот-д’Ивуар

©2012 Центр Украино-Африканских исследований