Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Бини

"Энциклопедия «Народы и религии мира»" (1988)

би́ни, едо, обини, эдо, народ в Южной Нигерии. Численность 4270 тыс. человек. Язык эдо (бини) группы ква нигеро-кордофанской семьи. Письменность создана в XIX веке европейскими миссионерами на основе латинской графики. Значительная часть бини придерживается традиционных верований, есть христиане (католики и протестанты).

Согласно одной из этногенетических легенд, предки бини пришли с востока, в другой утверждается, что бини автохтонны. Бини были основателями государства Бенин (XI век), ядром одноименного социально-политического образования (XIII—XIX вв., расцвет — середина XV — начало XVII вв.), создателями его высокой культуры. Исторические предания, ряд обрядов и ритуалов, анализ бенинского придворного искусства свидетельствуют, что династия бенинских верховных правителей пришла (по наиболее распространённой версии, в конце XII века) из йорубского города Ифе, с которым некоторые легенды также связывают и происхождение всего народа бини. Изначальная этническая, культурная близость, схожесть хозяйственных и отчасти социальных систем бини и их соседей — других народов группы эдо (ишан, этсако и др.), йоруба, итсекири в сочетании с длительностью и многообразием связей между ними привели к сложению своеобразной эдо — йорубской историко-культурной общности, в которой бини и йоруба играют ведущую роль.

Традиционное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (различные виды ямса, масличная и кокосовая пальмы, кукуруза, бананы, овощные). Главные товарные продукты — какао, каучук, пальмовые продукты, древесина. Скотоводство развито слабо. Держат овец, коз, домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только у зажиточных людей, прежде всего представителей традиционной знати. Рыболовство также никогда не играло большой роли. Охота сохраняет вспомогательное и ритуальное значение. К началу колониальной эпохи ремесло от земледелия ещё не отделилось.

Из ремёсел издавна высоко развиты ткачество, гончарство, дерево- и металлообработка, плетение, в наше время частично вытесняемые товарами промышленного производства. Среди художественных ремёсел выделяются литьё по восковой модели (так называемая бенинская бронза), резьба по кости и дереву. До сих пор сохраняются следы деления ремесленников на объединения, обычно совпадающие с традиционными социальными подразделениями. Исторически сложилось половозрастное разделение труда. Высоко был развит обмен, особенно с соседями.

Основа социальной организации как доколониального города Бенин, так и его деревенской округи — большесемейная община. Счёт родства патрилинейный, сохраняются система возрастных классов, полигиния, строгая вирилокальность и экзогамность брака. В доколониальный период иногда складывалось объединение общин по типу вождества. Была характерна надобщинная власть титулованных старейшин и верховного правителя — обы и его линиджа. В колониальную и постколониальную эпохи эти институты приобрели иные характер и функции. С XII века существовало домашнее рабство военнопленных и преступников, с начала XVI века покупавшихся европейцами, в последние века доколониальной эпохи возник институт кабального должничества. В наше время представители современных социальных слоёв в большинстве случаев не порывают традиционные связи.

Традиционные поселения линейной (уличной) или кольцевой планировки обычно расположены вдоль дорог. Жилища одноэтажные, прямоугольные в плане, плетнёвые на деревянном каркасе или столбовые. Снаружи и изнутри стены обмазываются глиной. Нависающая со всех сторон над двором, образуя своеобразную веранду, крыша деревянная, покрытая пальмовыми листьями, дранкой или соломой. В наши дни горожанами и зажиточными жителями деревень возводятся каменные дома с двух- или четырёхскатной крышей из рифлёного железа. Однокамерные постройки вытесняются многокамерными. На участке, находящемся в пользовании большой семьи и образующем её домохозяйство, располагаются жилые дома по количеству её самостоятельных полноправных членов и хозяйственные строения.

Наряду с традиционной поясной или плечевой запашной одеждой бини в наше время носят европейский костюм и широко распространившуюся по всей Западной Африке просторную расшитую сшивную одежду.

Традиционные праздники — аграрного и жизненного циклов — отмечаются под музыку (основные музыкальные инструменты — барабаны, рожки, колокольчики, кастаньеты) с танцами. Обряды на наиболее важных из них отправляются обой. Профессиональное жречество у бини всегда было слабо, в отличие от тайного союза окерисон.

Традиционные культы — предков (основа всей духовной жизни бини), верховного правителя обы, особенно в прошлом, божеств (верховное — Оса), сил природы и священных животных. Фольклор богат историческими легендами, сказками о животных. Развита мифология (мифы космогонические, о происхождении людей, Бенина и др.). Рассказчики сказок, легенд, мифов, существующие в каждой деревне, пользуются большим почётом.

Д. М. Бондаренко

Этнонимы: бини, едо, обини, эдо

Нигерия

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований