Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Искусство племени бауле

 

Между 1720 и 1730 годами одна из наследниц королевского престола ашанти, Аура Поку, покинула страну и основала новое государство на побережье нынешнего Берега Слоновой Кости. Группа, отделившаяся от ашанти вместе с Аурой Поку, стала называться бауле. Так же как и ашанти, бауле изготовляли золотые украшения: подвесные миниатюрные маски, стилизованные изображения головы барана (бог Ньямье), подвески в виде рыб, змей, гирьки в виде фигурок людей и животных и т. д. Все эти изделия отличаются от тех же видов придворного искусства ашанти.

Большей известностью пользуется деревянная скульптура бауле. По преданию, искусство резьбы по дереву бауле переняли у своих соседей гуро и сенуфо. В целом деревянная скульптура бауле - продукт местной народной традиционной культуры, но ряд статуэток, по-видимому, следует отнести к придворному искусству. Среди них - женская обнаженная фигура (из коллекции П. Ланглуа, Париж); по мнению Ж. Лода, она изображает саму Аура Поку.

Отсутствие типичных форм придворного искусства в художественном наследии бауле объясняется тем, что, несмотря на существование аристократической прослойки и королевской династии, социальная структура государства бауле была более эгалитарной, чем у ашанти, и базировалась не столько на военной организации, сколько на традиционных социально-экономических институтах земледельческих общин. Район саванн, куда прибыли бауле, был населен земледельцами гуро и сенуфо, которые впоследствии стали их западными и северными соседями. Местные природные условия, благоприятные для земледелия, определили характер экономики бауле. Вместе с хозяйственными формами, соответствующими новому экономическому укладу, бауле восприняли от своих соседей и некоторые аспекты художественной культуры. По преданию, технику художественной обработки дерева они переняли у гуро и сенуфо. В то же время бауле принесли с собой развитую систему религиозных представлений, богатую мифологию, некоторые элементы политической организации, а также технику художественного литья и чеканки металла.

Несмотря на то, что изготовление деревянной скульптуры было освоено бауле в сравнительно позднее время, именно ей (а не художественному литью, в котором они уступают ашанти) бауле обязаны своей репутацией талантливых мастеров. Деревянные маски и статуэтки бауле, отличающиеся ювелирной отделкой деталей и тщательной обработкой фактуры, очень высоко ценятся европейскими коллекционерами. В настоящее время эта широкая популярность искусства бауле привела, с одной стороны, к некоторому снижению художественного уровня (в результате массового производства сувенирных изделий), с другой - к частичной переоценке знаменитой скульптуры. Так, например, У. Фэгг, давая краткую характеристику творчества бауле, пишет: "Среди всех африканских стилей стиль бауле... несомненно является тем, который легче всего привлекает и соблазняет европейцев. Действительно похоже, что скульптура бауле, по крайней мере со времени французской оккупации, стремится в большей степени к выражению красивости, нежели силы, однако ее изящество слишком часто граничит с банальностью. Все же некоторые образцы ее, чуждые этой очаровательной посредственности, принадлежат к высшим достижениям африканской пластики". Если скульптура бауле в массе действительно соответствует расхожим европейским представлениям о красоте, тогда необходимо признать, что они не чужды и африканцам, поскольку многочисленные факты подтверждают свидетельства исследователей, указывающих на то, что "этот очаг большого синтезирующего искусства (бауле. - В.М.) распространил свое влияние на все соседние народы", включая и те, от которых бауле восприняли традицию изготовления деревянной скульптуры.

Наиболее своеобразные аспекты стиля бауле определяются глубоко усвоенными в прошлом навыками художественной обработки металла - материала, требующего значительно большей профессионализации, нежели резьба по дереву. Приемы моделировки, чеканки и полировки металла, приложенные к значительно более податливому материалу, позволили достичь той степени технической виртуозности, которая сделала деревянную скульптуру бауле в глазах соседних племен образцом, достойным подражания. Что касается непосредственно морфологической структуры, то здесь сравнительный стилистический анализ обнаруживает помимо определенного исторического субстрата (общего не только для бауле и ашанти, но также и некоторых других народов группы акан) формальные элементы, по-видимому, заимствованные бауле у гуро, сенуфо и других и стилизованные на свой лад.

В целом стиль деревянной скульптуры бауле является перекрестком трех широких направлений, которые можно определить условно как экспрессионизм (западногвинейские школы), геометризм (западносуданские школы) и идеализирующий натурализм (центральногвинейские культуры).

С точки зрения формальной структуры "ядерный" стиль бауле следует рассматривать как амальгаму, в которой специфические особенности трех указанных направлений преобразованы в новое органическое единство. Отсутствие механических заимствований, органичность "ядерного" стиля не позволяют непосредственно вычленить составляющие его элементы с помощью стилистического анализа. Однако, будучи перекрестком и имея свой центр ("ядро"), стиль бауле имеет и свою периферию - своеобразные "стилистические вводы". Ярко выраженный геометризм и экспрессионизм определенных типов зооморфных масок и статуй, несомненно, связаны с художественными направлениями Западного Судана и Гвинейского побережья. Так, например, маска гули, изображающая кабана, состоит из геометризованных (конических, цилиндрических и других) объемов и на первый взгляд представляется чисто абстрактной композицией. Ее вытянутые вертикальные формы напоминают некоторые маски догонов, а глаза-цилиндры и ряды острых шипов (условное изображение клыков) - маски гере-вобе. Стиль другой маски того же типа (гули), изображающей буйвола и состоящей из нескольких четко расчлененных геометрических объемов, также имеет своим истоком скульптуру Западного Судана.

Широко распространенная у бауле маска кплекпле - плоский, увенчанный изогнутыми рогами диск с рельефным оскаленным ртом в форме прямоугольника и выпученными глазами каплевидной формы, - сближается с экспрессивными формами школы дан-гере. К кругу западногвинейских образов принадлежит голова мифического персонажа - павиана мботумбо. Статуэтки мботумбо уже обладают пропорциями, типичными для "ядерного" стиля бауле. Натуралистические элементы в трактовке корпуса и конечностей, в особенности ступней ног и кистей рук, также типичны для собственного стиля бауле. В трактовке головы эта тенденция проявляется значительно слабее; выдвинутая вперед морда павиана резко огранена, иногда имеет форму пилона, нос - щепка (как у многих масок Западного Судана), глаза - шары под глубокими арками глазниц.

Приведенные примеры не случайны, они принадлежат к широко распространенным типам скульптуры. (Гули, или голи, кплекпле - общее название определенного типа масок, помимо него каждая конкретная маска может иметь собственное имя. Мботумбо - также широко распространенная разновидность культовой скульптуры.)

Если западносуданские и западногвинейские истоки могут быть проиллюстрированы, скорее, вторичными явлениями, то натуралистическое направление представлено здесь в более чистом виде (как и следовало ожидать, учитывая происхождение бауле) и непосредственно смыкается с основным стилем. Эта натуралистическая тенденция находит свое воплощение главным образом в антропоморфных изображениях - в масках и статуэтках, посвященных культу предков. Показательно, что в качестве примеров, иллюстрирующих ее, могут быть указаны лишь конкретные памятники, а не серии однотипных изделий. По-видимому, воплощение этой тенденции, направленной в конечном счете к индивидуализации образов, уже значительно больше связано с личностью художника, степенью его одаренности. К числу идеализирующих натуралистических изображений, стиль которых восходит к искусству художественных школ Ифе и Бенина, относятся, в частности, женский торс, мужская статуэтка, сидящая женская фигура и маска предка), напоминающая знаменитую золотую подвесную маску из сокровищницы короля ашанти Кофи Калкали. Все эти изделия отличаются от масок и статуэток "ядерного" стиля только меньшей условностью. Так, например, указанная маска предка принадлежит к числу антропоморфных масок, которые бауле называют мбло. Эти маски-личины имеют яйцевидную форму, открытый выпуклый лоб с крутыми дугами бровей, полузакрытые сферические глаза, тонкий прямой нос, несколько выдвинутый вперед рот и маленький подбородок с короткой веерообразной или остроконечной бородкой. Некоторые из них увенчаны фигурой птицы. Существуют также сдвоенные маски этого стиля, который близок к художественному кругу аканов. В масках используется аканская орнаментальная символика, в частности зигзагообразная линия вокруг лица, символизирующая воду как источник жизни, диски и спирали - символы души и т. д.

Зооморфные маски-шлемы, изображающие обезьян, буйволов, слонов, леопардов, в известном смысле противоположны антропоморфным маскам-личинам, так как они представляют дикий, первозданный мир бруссы, противостоящий возделанным, культивированным землям селений. Отмеченное выше различие стилей зооморфных и антропоморфных изображений подчеркивает это противопоставление. Антропоморфные статуэтки имеют у бауле общее название вака сона ("деревянные человечки"). Это, как правило, небольшие мужские и женские стоящие и сидящие фигуры относительно правильных пропорций. Все детали лица, рук, ног (вплоть до ногтей), татуировка, прическа проработаны с величайшей тщательностью. Большинство их имеет гладко отполированную темную фактуру; некоторые окрашены охрой и белой глиной. Эти статуэтки, посвященные культу предков, выполняются профессиональными резчиками по заказу родственников покойного. Будучи вместилищем души усопшего, они помещаются на домашних алтарях. Их назначение в конечном счете - обеспечить дому покровительство отсутствующих доброжелательных лиц. Как правило, такие статуэтки имеют лишь символическое сходство с оригиналом (татуировка, украшения, прическа и другие признаки социальной и родовой принадлежности), но у бауле они часто обладают реальными портретными чертами. Как справедливо замечает Б. Оля, "несмотря на ощутимую зависимость от прототипа, они являют поразительное физиономическое различие".

Зооантропоморфная скульптура бауле, как правило, более условна, что можно заметить уже на примере мботумбо. Этот персонаж, освящающий возлияния пальмового вина во время праздников уборки урожая ямса, изображается в позе предстояния с чашей в руках. Мботумбо бытует наряду с другими подобными мифическими зооантропоморфными образами: гбекре (крыса), гбокро кофи (гиена), абойя (карлик-дух). Каждый из них выполняет определенные функции. Абойя, например, способствует увеличению жизненной силы, плодородия, а также используется в обрядах экзорсизации.

Зооморфная скульптура бауле связана с их богатым фольклором. Скульптурные образы хамелеона, черепахи, птицы калао, орла, слона, буйвола, лошади и других животных непосредственно вдохновлены местными сказками и легендами, в которых особенно большое место занимает хамелеон - символ изначального хаоса.

На относительно развитый характер искусства бауле указывает наличие исторических сюжетов, представленных, в частности, рельефами на дверях. В этих рельефах символически изображаются эпизоды из жизни данного рода или королевской семьи.

По-видимому, уже в доколониальную эпоху в искусстве бауле ощутимую роль играла собственно эстетическая функция. Усиление декоративных элементов в народном традиционном искусстве бауле в какой-то мере связано с придворным искусством и аканской культурой. В прошлом для высокопоставленных вельмож, находившихся при королевском дворе бауле, изготовлялись предметы роскоши, различные символы власти в виде богато украшенных кинжалов, тростей, сандалий, зонтов и т. д. Для их отделки использовались золото и слоновая кость. Народные традиционные изделия, несмотря на скромный материал, дерево, часто не уступают им по изобилию декоративных мотивов и изяществу исполнения. Среди них катушки ткацких станков, украшенные ювелирно отделанной скульптурой, коробочки для ароматических масел и сосуды для гадания с сидящими и стоящими человеческими фигурками, деревянные молоточки, украшенные резными головками, богато орнаментированные заколки для волос, ложки, табуреты и т. д.

Металлические художественные изделия бауле - подвесные маски, гирьки, браслеты и т. п. - мало чем отличаются от аналогичных изделий ашанти. Следует подчеркнуть плавность перехода от стиля бауле к стилям других местных художественных школ - гуро, сенуфо и т. д.

Как было сказано, художественную школу бауле во многих аспектах (общность истории, культуры, художественных традиций и т. д.) следует рассматривать как крайнюю западную ветвь культуры аканов и шире - развитых центральногвинейских культур.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований