Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Бамум

Статуэтка, обтянутая перлажем

Маска

Маска-наголовник

Искусство племени бамум

 

Бамум (общая численность семьдесят пять - сто тысяч человек) согласно легенде прибыли в страну около двух-трех столетий назад. Они частично ассимилировали бамилеке, основав свое государство со столицей в Фумбане. Нджойя, шестнадцатый представитель королевской династии, унаследовавший трон в 1895 году, вошел в историю как создатель письменности бамум. Кроме того, Нджойя составил историю своего народа, а также собрал внушительную коллекцию памятников искусства бамум и поместил ее в специально построенном возле его дворца музее. Несмотря на существование двора и элиты, искусство бамум в целом развивалось в русле народных традиций. Даже такие предметы, как королевские троны, трубки и т. п., не представляют собой ничего качественно нового (как, например, бенинские рельефы или портреты правителей Ифе). Отсутствие у бамум специфических видов придворного искусства объясняется тем, что придворная верхушка здесь не была полностью изолирована от народа, не образовала замкнутой группы, а являлась лишь верхней ступенью сложной иерархической структуры, пронизывавшей все общество сверху донизу. Предметы, которыми пользовался монарх, лишь незначительно отличались от находившихся в обиходе у его приближенных. Власть была ограничена местными религиозными, военными, политическими обществами и в силу этого сохраняла относительно демократический характер.

Скульптура бамум очень разнообразна. Ремесленники в Фумбане, населяющие обширный квартал, примыкающий к дворцу, до сих пор изготовляют деревянные маски, сиденья, сундуки, сосуды, музыкальные инструменты, а также художественные изделия из бронзы, слоновой кости, стеклянных бус, керамики. Типичные черты стиля бамум ярче всего выражены в масках так называемых трубачей, изображающих тот тип одутловатого лица с непомерно раздутыми щеками, большими выпученными глазами и маленьким оскаленным ртом, о котором мы говорили выше. На голове этого странного, карикатурного персонажа - ажурный головной убор типа фески или тиары. Этот тип лица повторяется, с незначительными вариациями, в статуях предков, архитектурных обрамлениях, в рельефах на мебели и т. д.

По степени условности стиль бамум находится на том же уровне умеренной стилизации, что и скульптура бамилеке, хотя наименее гротескные варианты описанной маски являют тип скульптуры еще более светской и натуралистичной. Характерно, что даже в тех случаях, когда имеет место тенденция к обостренной экспрессии, она всегда остается в рамках простой гиперболизации. Иначе говоря, деформация всегда логична. В сравнении с живой и непосредственной скульптурой бамилеке скульптура бамум представляет следующий этап десакрализации.

Впрочем, дело не ограничивается формальной структурой: маски бамум уже в XIX веке выполняли в основном светские - административные, юридические, театральные - функции. При этом следует заметить, что зооморфные изображения (например, маски буйволов) сохраняют большую условность. Голова буйвола относится к числу самых архаичных сюжетов. У бамум это символ власти тотемического происхождения. Среди других зооморфных символов - слон, леопард, двуглавая змея. Изображение двуглавой змеи образует сложную орнаментальную форму в основании трона Нджойи.

Об истоках художественных традиций бамум почти ничего не известно. В этом плане особого внимания заслуживает терракотовая статуэтка, найденная в 1948 году в Джимоне, на месте постройки первого королевского дворца, и датированная приблизительно XV - XVI веками. Эта статуэтка изображает человеческую фигуру с круглой головой и сложенными на груди руками. Формы ее, в частности трактовка глаз и рта, отдаленно напоминают маски бамум. Вместе с тем по технике, материалу, времени создания, а также некоторым стилистическим особенностям (орнамент в виде елочки на левом плече фигуры) статуэтка из Джимона могла бы быть отнесена к кругу сао. Такое предположение в какой-то мере соответствует преданию о прибытии бамум с севера несколько веков назад. Сравнение этой статуэтки с терракотами сао приводит к выводу о том, что в стилистическом отношении нет препятствий, для того чтобы рассматривать фигурку из Джимона как соединительное звено между терракотовой антропоморфной скульптурой сао и стилем бамум. То обстоятельство, что стиль бамум в пределах обозримого отрезка времени развивается в направлении к натурализму, также не противоречит нашей гипотезе, поскольку подобная тенденция отмечена и в искусстве сао.

Если местные художественные традиции являются прямым или побочным продуктом культуры сао, тогда становятся понятными многие особенности культуры бамум, в том числе необычайно высокий уровень керамического искусства и бронзового литья. Именно в области керамики и литья бамум оказали бесспорное влияние на бамилеке, баменда, беком, бабанки и другие народности Западного Камеруна, в то время как наиболее распространенным видом искусства у этих народностей была резьба по дереву, в которой они, по-видимому, превосходили бамум.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований