Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Искусство племени бамилеке

 

Бамилеке (около полутора миллионов человек), так же как бамум и экои, принадлежат к языковой подгруппе бенуэ-конго. Ко времени прибытия бамум (Согласно преданию, бамум прибыли с севера около трех веков назад) бамилеке имели сложившуюся социально-экономическую структуру, развитые художественные традиции, ремесла. Отдельные селения бамилеке сохраняют большую автономию, несмотря на высокий авторитет власти и сложную, широко разветвленную иерархию, охватывающую все слои общества. Тесно связанное с этой иерархией искусство бамилеке является не менее активным элементом социально-политической структуры, чем искусство йоруба, фон или ашанти. Его стиль сложился под воздействием многих факторов. Среди них следует указать прежде всего относительно развитую социально-политическую систему, затем - влияние соседних художественных школ, и в первую очередь школы экой, и, наконец, влияние ислама и Европы, то есть специализированного профессионального искусства. В отличие от большинства соседних народностей бамилеке и бамум уже в XIX веке достигли того уровня социально-политического развития, когда искусство все больше становится одним из инструментов власти. Последнее находит отражение и в скульптуре, и в традиционной архитектуре.

Много поколений назад у бамилеке укоренился обычай при вступлении в должность нового вождя создавать статуи его самого и его первой жены. Вырезанные из дерева сидящие фигуры в натуральную величину помещались под навесом у дома вождя, рядом с постепенно ветшавшими изображениями его предшественников. Эта выразительная галерея, в которой само время выделяет, прежде всего, фигуру нового вождя, - свидетельство законности и преемственности власти, ее связи с миром предков. Обычно вождь изображается с кинжалом в одной руке и черепом предка - в другой. Иногда он держит трубку и сосуд для вина. Женщины обычно изображены в позе покорности: одна рука прикрывает рот, другая - лобок. Часты изображения женщин беременных и кормящих грудью ребенка. Последний сюжет широко распространен в африканской скульптуре, но нигде не приобретает столь ярко выраженного жанрового характера, несмотря на то, что у бамилеке эти статуэтки, так же как и у других, имеют определенное культовое назначение, символизируя плодородие.

Особый вид скульптуры представляют резные деревянные украшения зданий.

Барельефное обрамление дверей и опорных столбов, а также скульптурное украшение мебели (кроватей и сидений) строго регламентировано, так как оно является символом принадлежности к той или иной социальной группе.

Вход в жилище бамилеке оправлен в раму из четырех массивных, перекрещивающихся по углам брусьев. Эти своеобразные порталы и высокие опорные столбы, образующие открытую колоннаду вокруг дома, сплошь покрыты глубокой резьбой. Сюжеты рельефов различны. В соответствии с характером владельца или назначением помещения они могут изображать мифологические или исторические события. Несмотря на то, что такие скульптурные композиции составлены главным образом из довольно натуралистических человеческих фигур, в целом они образуют ритмичный декоративный узор. Иногда скульптурное убранство порталов достигает подлинно барочной пышности. В центральной части таких композиций обычно изображаются вождь и его жена. Ниже располагаются фигуры воинов, слуг и т. д. Таким образом, архитектурный декор также подчинен идее престижа власти и отражает структуру иерархии. Не только степень пышности и характер декора, но и количество дверей в жилище соответствует социальному рангу его владельца. Так, например, первый помощник вождя может иметь только три двери, брат вождя - две и т. д. Кровати и сиденья, украшенные скульптурой, также являются признаком принадлежности к группе нотаблей. Иметь кровати или топчаны, вырезанные из цельного ствола дерева и обрамленные фигурными украшениями, разрешается только вождю, его жене, первому помощнику и нескольким нотаблям. Разнообразные виды сидений образуют сложную иерархию кресел и круглых табуретов, отличающихся количеством фигур-кариатид, характером орнамента и размерами. Спинкой трона обычно служит статуя предка, а его сиденье опирается на фигуры женщин или животных - символы власти и жизненной силы. Троны часто целиком обтянуты разноцветным бисером. Во время больших праздников троны, хранящиеся в специальной сокровищнице, выносятся на площадь для всеобщего обозрения.

Скульптурные элементы табуретов очень разнообразны - от натуралистических женских фигур-кариатид в сложных позах до стилизованных растительных форм. Неизменной остается дискообразная форма сиденья, сохраняющая естественную форму ствола дерева. Орнамент на его торцовой части, состоящий, как правило, из стилизованных в той или иной мере изображений лягушек или ящериц, позволяет проследить последовательные этапы трансформации сюжета - от натуралистического изображения до геометрического знака.

У бамилеке сохранилось несколько типов масок: зооморфные (главным образом буйволиные), зооантропоморфные (сочетающие черты буйвола и человека) и антропоморфные. Среди последних особенно распространена маска-наголовник, изображающая одутловатое лицо с раздутыми щеками, открытым ртом и головным убором в виде тиары. (Этот тип маски особенно типичен для бамум.) Существуют также сдвоенные маски - "янусы" и большие, до одного метра, головы, увенчанные многофигурными композициями. Все они принадлежат местным обществам манджонг и лали.

Скульптурное украшение барабанов не отличается большим своеобразием.

Исключение - стилизованная голова слона, которая часто украшает торцовую часть больших горизонтальных барабанов. Эта голова, лишенная хобота, с сильно стилизованными ушами, напоминает голову рыбы или хамелеона. В случаях, когда стилизация усиливается, изображаются только различные геометрические формы и клыки. Скульптурные композиции в основании вертикальных барабанов (различные типы кариатид, головы буйволов) напоминают украшения табуретов. Здесь также наиболее излюбленным орнаментальным сюжетом являются лягушки и ящерицы.

В сюжетном отношении искусство бамилеке очень разнообразно. Причем отдельные повсеместно существующие сюжеты, такие, например, как "материнство", получают различную трактовку. От одной статуи к другой меняются позы и положение фигур и даже выражение лиц. Не существует также двух одинаковых композиций в архитектурном декоре. Вместо обычных для традиционной африканской скульптуры неподвижных, застывших, статичных образов-символов здесь очень часто можно видеть гирлянды фигур в самых невероятных ракурсах, позах. Грозди корчащихся, извивающихся, гримасничающих фигур порой выплескиваются за рамки порталов, которые они украшают. Если в отношении догонов мы говорили об использовании архитектурных принципов в скульптуре, то у бамилеке можно видеть обратное явление. Что касается стиля самой скульптуры, то некоторая гигантомания и акцент на динамику снижают пластическую ясность. Особый упор на действие, на переменные факторы (жесты, позы и т. д.), стремление к масштабности, изобилие неустоявшихся сюжетов - причины некоторой рыхлости стиля бамилеке. Это касается не только скульптуры архитектурных обрамлений, но также больших статуй вождей. Маски, скульптурное оформление табуретов, декор бытовых изделий, музыкальных инструментов, трубок, сосудов и т. п. имеют более устоявшуюся форму. Естественно, что сюжеты, повторяющиеся чаще других, такие, как голова буйвола, слона, изображение лягушки, ящерицы, змеи, определенные типы человеческих изображений, более стилизованы и иногда доведены до орнаментальной четкости.

Определение стиля бамилеке на основе таких формальных признаков, как выпуклость и вогнутость форм, которые часто используются при стилистическом анализе африканской скульптуры, в данном случае привело бы к курьезным результатам, так как деревянную скульптуру бамилеке следовало бы целиком отнести к выпуклым стилям, поскольку она дает яркие и даже утрированные образцы "выпуклости"; в то же время местная скульптура из слоновой кости (кубки, рбги, браслеты), а также некоторые маски являют столь же образцовый пример "вогнутости".

В декоративно-прикладном искусстве бамилеке большое место занимает техника перлажа - обтяжка разноцветными, нанизанными на нитку бусами различных предметов, от древков копий, калебас и обычных бутылок до массивных тронов и человеческих статуй в натуральную величину. Особой известностью в прикладном искусстве бамилеке и бамум пользуются бронзовые и терракотовые фигурные трубки. Эти трубки имеют длинный прямой мундштук и более или менее массивный чубук в виде стилизованной фигуры, головы человека или животного. Иногда форма чубука дана в форме ритуальной маски. Размеры и украшения трубки соответствуют социальному рангу ее владельца. Трубки используются в аграрных ритуалах. Деларозьер, изучавший культуру и социально-политические институты бамилеке, замечает, что всякий побывавший в селениях бамилеке в момент начала полевых работ мог видеть "усиленно курящих женщин, на которых здесь возложены все полевые работы. Используемые ими трубки имеют более или менее выраженную фаллическую форму. Эти факты подтверждают ритуальное значение трубок, которые в настоящее время используются как предметы культа более или менее сознательно".

В стилистическом плане искусство бамилеке имеет много общего с искусством бамум, причем ярче всего это сходство выражено в предметах прикладного искусства, в частности в трубках. Трубки, изготовленные ремесленниками бамум и бамилеке, в некоторых случаях практически не отличаются друг от друга.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований