Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Искусство племени бамбара

 

Ядром другого художественного центра Западного Судана является искусство бамбара. Бамбара (бамана, самоназвание - бамананке) - этническая группа мандинго, крупнейший народ языковой подгруппы манде (более двух миллионов человек) - составляют основу современного населения Мали.

Искусство бамбара отражает представления о душе, духах и культурных героях и связано с деятельностью местных религиозных обществ. Хотя социальное и религиозное значение других обществ превосходит скромную роль общества чивара, именно его маски-наголовники в виде стилизованной фигуры антилопы создали громкую славу искусству бамбара. Чивара - имя мифического персонажа, а также название общества молодых земледельцев, участвующего в организации ритуальных церемоний, посвященных началу полевых работ и уборке урожая. Антилопа - символ культурного героя Чивара и в то же время одна из ипостасей духа воды - божества, от которого берут начало все кланы племени. Таким образом, изображение антилопы не только олицетворение духа, но и эмблема племени. Маска чивара не имеет личины. Она состоит из скульптурного навершия в виде фигуры антилопы или сложной композиции из нескольких фигур, среди которых центральное место всегда занимает стилизованная голова антилопы с особо подчеркнутыми рогами и гривой. Иногда навершие состоит из одной только головы с длинными прямыми рогами. Подставкой скульптуры служит небольшой деревянный цоколь, прикрепляемый к плетеной шапочке-корзине, которая надевается на голову и пристегивается подбородочным ремнем.

Образ антилопы воплощается в самых различных формах - как по степени условности, так и по характеру стилизации. Одни фигуры довольно живо воспроизводят облик четвероногого (в этих случаях голова антилопы присоединяется к туловищу собаки, крокодила или хамелеона), другие представляют собой сложную абстрактную композицию. Большая часть фигур дана силуэтно, в виде резной ажурной доски, но есть и такие, которые вписаны в цилиндр. Существует несколько определенных типов композиции, но и внутри них вариации бесконечно разнообразны. В европейских музеях и частных собраниях в настоящее время находятся сотни масок чивара, но среди них нет и двух, композиции которых были бы полностью идентичны. Типологические особенности позволяют разделить маски-наголовники на несколько групп.

Различаются мужские и женские маски чивара, то есть изображающие самца и самку антилопы. Самка иногда имеет на спине детеныша. Мужские наголовники, как правило, большого размера, с четко обозначенными признаками пола, мощными прямыми рогами, с ажурной, украшенной зигзагообразным орнаментом гривой. Наголовники чивара распространены в районах Бамако, Бугуни, Сегу, Сан, Кутиала, Кенедугу. Существуют некоторые местные стилистические особенности. Наиболее четко различаются два типа композиции - вертикальный и горизонтальный. Вертикальный тип распространен в районах Бугуни, Сегу, Сан, Кутиала, горизонтальный - главным образом в районе Бамако. Характер композиции определяется положением головы и наклоном рогов, но этим признакам сопутствуют и другие. Фигурки с рогами, вытянутыми вдоль туловища, менее условны, они имеют округлые формы, длинный хвост, вытянутый или закрученный спиралью, и ноги, изогнутые в виде буквы Z. Голова с открытой пастью чаще всего лишена антропоморфных черт.

Фигуры с вертикально стоящими рогами, выгнутой шеей и опущенной мордой считаются более архаичными. Туловище имеет форму примитивной скамьи на четырех коротких ножках, зато шея и голова, расчлененные на отдельные геометризованные объемы, выполнены с величайшей тщательностью. Отдельные элементы - уши, рога, грива переработаны в чистые пластические формы, ритмичное сочетание которых образует чеканный динамичный силуэт. В фас голова напоминает определенный тип суданских антропоморфных масок, в частности масок догонов, моей, марка. Иногда между рогами помещается небольшая женская статуэтка, изображающая, по-видимому, инфернальное мифическое существо, подобное Йуругу догонов. Некоторые маски этого типа, крайне геометризованные, превращаются в строгие пластические идеограммы, в которых естественную форму сохраняют только рога, "стилизованные" уже самой природой. Графическая идеограмма антилопы (в частности, в узорах на ткани, плетении) принимает полностью отвлеченный характер и непосредственно воспринимается только посвященными. Самое общее смысловое значение пластической идеограммы антилопы можно определить как идею возрастания, увеличения, роста. Основание наголовника - туловище антилопы представляет собой статичную инертную массу, из которой берет начало раскручивающаяся спиралью напряженная дуга шеи, выбрасывающая вверх, как побеги, узкие, удлиненные уши и еще выше - стремительные формы острых винтообразных рогов. Нарастающее движение иногда подчеркивается изображением не одной, а нескольких пар рогов, последовательно увеличивающихся в размерах. Идея роста, возрастания, произрастания должна занимать особое место в сознании земледельческого народа.

По сравнению с масками, представленными очень широко и разнообразно, другие виды скульптуры развиты значительно меньше. Статуэтки изображают женские фигуры с гипертрофированной грудью и столбообразным туловищем. Наиболее условны статуэтки из района Бамако. Они как бы составлены из отдельных самостоятельных геометризованных объемов: согнутые в коленях ноги опираются на два прямоугольника, изображающие ступни, цилиндрическое туловище заканчивается плоской, широкой грудью, свободно свисающие руки не имеют кистей; цилиндрическая шея и голова, составленная опять-таки из отдельных ограненных объемов: плоское лицо, массивный, резко очерченный нос, верхняя часть головы в виде трехгранного гребня.

В Сегу и других районах существует и не столь геометризованная скульптура. Чаще всего это изображение сидящей женщины с ребенком или такой же сидящей фигуры, поддерживающей руками грудь. Формы этих статуэток округлы, что делает их менее условными. Отдельные части фигуры не противопоставляются друг другу, моделировка лица смягчена, и его пропорции близки к естественным. Скульптура, как и маски, бывает украшена резным или выжженным зигзагообразным узором, металлической инкрустацией, медными кольцами и заклепками, бусами и раковинами. О назначении этих статуэток известно немного. Судя по тому, что это главным образом женские фигуры с увеличенной грудью, а также по зигзагообразному орнаменту (символ воды), можно думать, что они связаны с культом плодородия. Среди других, более редких сюжетов - всадники, стоящие мужские фигуры, супружеская пара, изображающая мифических первопредков, статуэтки близнецов. Бамбара называют статуэтки "нунумани", что означает "маленькие человечки кузнецов". Кузнецы изготовляют не только статуэтки и маски, но также и металлическую скульптуру - небольшие кованые антропоморфные фигурки, венчающие ритуальные жезлы. Скульптурой и орнаментом украшаются и бытовые предметы: деревянные амбарные запоры, крышки сосудов, мебель, музыкальные инструменты- флейты, цитры, барабаны. В районах Сан и Мопти популярны деревянные марионетки, напоминающие по стилю антропоморфные маски нтомо.

В целом для скульптуры бамбара характерно сочетание округлых и ограненных форм, комбинация прямых и изогнутых линий, плоских и выпуклых поверхностей.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований