Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Бага

Маска нимба

Навершие маски басоньи

Маска банда

Искусство племени бага

 

Существует предположение, что некоторые аспекты художественной культуры бага основаны на элементах, заимствованных у родственного им племени налу, однако в наше время именно бага, в большей степени, чем другие, сохранившие традиционные формы культуры, оказывают влияние на соседей. По свидетельству самих бага, они прибыли на побережье около двух веков назад из района вблизи верхнего течения Нигера. Но уже в XVI веке португальцы сообщали о присутствии на побережье местных жителей, называющих себя bagoes.

Художественная деятельность бага и родственных им племен налу и ландуман в своих наиболее значительных проявлениях связана с местным тайным обществом симо, первые сообщения о котором были сделаны почти сто пятьдесят лет назад.

Помимо обрядов инициации, погребения членов общества и других симо организует большие празднества, связанные с началом посевных работ и уборкой урожая риса. В этих церемониях используются знаменитые маски банда, нимба, басоньи и культовая скульптура анок, вокруг которой разворачиваются ритуальные танцы.

Маска банда, являющаяся принадлежностью высшей ступени общества симо, воплощает образ духа воды и леса. В ней органично сочетаются черты крокодила, антилопы, хамелеона и человека. При большом разнообразии существующих вариантов этой маски, отличающихся друг от друга характером стилизации, орнаментацией, раскраской, имеются строго выдерживаемые константные элементы, благодаря которым общая пластическая идеограмма воспринимается однозначно. Такими постоянными элементами являются плоская, удлиненная крокодилья пасть, антропоморфный нос, стилизованные уши и рога антилопы, более или менее схематизированная фигурка хамелеона.

Стоящая вертикально, в фас, эта маска представляет собой плоское, сильно удлиненное человеческое лицо безо рта. Переплетение различных зооморфных элементов в верхней ее части образует подобие вычурной прически или сложного навершия. В этом ракурсе личина напоминает маски Западного Судана, в частности маски догонов, малинке, марка. Однако банда носят горизонтально, и в этом положении на первом плане оказываются зооморфные элементы - длинная зубастая пасть крокодила и рога антилопы. Как известно, те же элементы составляют основу пониуго - горизонтальных масок сенуфо. При сравнении с банда маски сенуфо. увенчанные могучими буйволиными рогами, выглядят массивными, монументальными и лаконичными. Сюжетное и композиционное сходство пониуго и банда не снижает их существенного стилистического различия. Банда с се дугообразными ажурными формами, насыщенностью декоративно-орнаментальной живописью и резьбой странным образом напоминает в большей степени океанийские, нежели африканские, формы. Возможно, что это сходство художественных приемов в искусстве приморских народов не случайно, поскольку маска банда распространена под другим названием по всему побережью (в некоторых районах она называется ланда) и не имеет стилистических аналогий в глубине континента.

Маска нимба, бытующая у налу, представляет собой массивный куполообразный бюст с плоской гипертрофированной женской грудью. Голова, имеющая шлемовидную форму, покрыта геометрическим орнаментом. Нос, уши, глаза, так же как и сама голова, увеличены в размерах, трактованы четкими, обобщенными формами, в которых доминируют скоции и полуовалы. По стилю и по своим действительным параметрам нимба - одна из самых монументальных африканских масок. Она весит около шестидесяти килограммов. Олицетворяя плодородие, Нимба покровительствует материнству, благословляет новорожденных, дарует потомство женщинам, которые просят у нее покровительства. Ее чествуют перед началом полевых работ и после уборки урожая риса, во время праздника поминовения предков. Нимба - одна из тех немногих масок, которые уже в XIX веке привлекли внимание европейских путешественников. Сравнительно редкая у бага круглая скульптура (деревянные статуи предков) воспроизводит почти во всех деталях формы этой маски-бюста. Ее характерный профиль с большим горбатым носом изображается на бытовых и ритуальных предметах с целью придания им магической силы. Та же голова часто фигурирует в качестве подставки под барабанами.

Уже в прошлом веке этнографам было известно о существовании тщательно оберегаемой от посторонних маски басоньи (бансоньи, какиламбе). Эта маска, используемая ландуман в обрядах инициации и связанная с испытанием огнем, представляет собой плоский волнообразный шест, завершенный треугольной, крайне условной антропоморфной головой с круглыми нарисованными глазами. В противоположность сложным, иногда даже вычурным формам банда пластическая абстракция басоньи предельно лаконична. Волнообразно изогнутый силуэт этой маски ассоциируется с образом змеи, питона. Это сходство усиливает живописный орнамент в виде белых, черных и красно-коричневых треугольников, напоминающий рисунок на змеиной коже. Если, как считает Ж. Деланж, эта маска связана с мифом о питоне и воплощает змею - духа воды, тогда ее форму следует признать условной, но не абстрактно.

Другая маска ландуман, также условная и лаконичная - в виде сфероида с примыкающей к нему усеченной восьмигранной пирамидой и двумя сомкнутыми полумесяцами - ассоциируется с головой буйвола, однако воплощает черепаху - символ двуединства земли и воды.

Наиболее традиционный сюжет в круглой скульптуре бага - анок (иначе - елек, атиол), зооантропоморфная голова на длинной шее, укрепленная горизонтально на резной цилиндрической подставке. Анок - дух-покровитель симо, по существу, священный сосуд, в котором хранится магическая смесь. По стилю эта скульптура является упрощенным вариантом банда. Некоторое сходство с тем же "приморским" стилем имеют резные стилизованные изображения птицы фохо, используемые в церемониях, связанных с полевыми работами. Более натуралистичны женские фигуры с кольчатой шеей и тяжелой округлой грудью, женские и мужские фигуры под барабанами, фигуры животных, украшающие бытовые предметы. Странное сочетание конкретных и абстрактных форм представляют собой шесты, украшенные натуралистическим изображением женской груди. Такие шесты укрепляются над крышами домов.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований