Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     
Акан

"Энциклопедия «Народы и религии мира»"

акан, аканы, аканфо (самоназвание), камбон, камбоси, тон, тонава, блу, бакопо, бемума, мадабе, группа народов в Гане (южные и центральные районы), Кот-д'Ивуар (юго-восточные и центральные районы), Того (северо-западные районы), Либерии и Нигерии (в городах). Общая численность около 11 млн. человек, в том числе в Гане около 8 млн. человек, Кот-д'Ивуар 2,8 млн. человек. Языки акан (группа ква нигеро-кордофанской семьи) подразделяются на 3 группы: гонжа, оно (языки абуре и бетибе, или метьибо) и тано, состоящую из двух подгрупп — биа и акан. На языках биа говорят аньи, бауле, нзима, аанта, аовин, сефви, ануфо и др. (иногда подгруппу биа делят на 2 группы диалектов — аньи-бауле и нзима-аанта). Подгруппа акан (собственно акан, или чви-фанте) объединяет 2 группы диалектов — фанти (фанте) и чви (тви, чи). На диалектах чви говорят ашанти, аквапим, ачем, акваму, кваву, ассин, аброн и др. Нормативная форма и письменность на латинской графической основе языка чви была создана пресвитерианскими миссионерами на базе диалекта аквапим в конце XIX века. Собственную письменную традицию на основе латинской графики с XIX века имеют также ашанти, ачем, фанти, нзима; с начала XX века — гонжа. Большинство акан — христиане (протестанты и католики), есть мусульмане-сунниты и приверженцы христианско-африканских церквей и сект, значительная часть придерживается традиционных верований.
Древнейших предков акан обычно связывают с населением древней Ганы, хотя современные исследователи считают их родиной регион в Нигерии между озером Чад и рекой Бенуэ. Протоаканы сформировались в XI—XII веках в Течимане (зона саванн между реками Комоэ и Чёрная Вольта). В XII—XIV вв. они двумя волнами переселились в лесную зону на побережье Гвинейского залива. В XV веке возник город Боно — старейший центр аканской цивилизации в лесной зоне, но колыбелью акан (прежде всего чвиговорящих) этногенетическая традиция считает полулегендарную страну Аданси в междуречье Пра-Офин.
Этноним акан известен с XVI века как собирательное название жителей лесной зоны Золотого Берега, попытки отождествить его с каким-либо конкретным народом, страной, городом, политическим образованием и т. п. не выдерживают серьёзной критики. Наиболее распространённая этимология слова "акан" — "лучший, чистокровный, первый среди других", иногда — "лидеры"; возможно, акан стали называть аборигенов в противоположность чужакам, скорее всего невольникам, в период работорговли. В XV—XIX веках акан создали около 100 вождеств (оманов) и их союзов (раннеполитических образований), наиболее развитые из них — Конфедерация Ашанти и Федерация Фанти. Основу их экономики составляла посредническая торговля золотом, невольниками, слоновой костью, орехом кола, пальмовым маслом, огнестрельным оружием. Возникло социальное деление на знать, свободных общинников и зависимых (рабов, кабальников).
В XVIII—XIX веках происходил процесс становления современных аканских этносов в рамках оманов и других этнополитических образований (Ашанти, Фанти, Денчира, Акваму, Аквапим, Ачем, Кваву, Ассин, Васса, Аовин, Аанта, Индение, Санви, Морону, Уаребо, Нзима, Нгбанья, Джаман и др.). В колониальный период усилились этнотрансформационные процессы, в частности наблюдалась всё большая дифференциация и консолидация крупных народов (таких, как ашанти и фанти), которая в настоящее время сочетается с панаканскими процессами, особенно в Гане.
Основное традиционное занятие — ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, кукуруза, просо, рис, арахис, бананы, масличная пальма, дерево кола, овощи, ныне заняты в основном возделыванием какао и кофе). Работают на лесоразработках, в горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из традиционных ремёсел развиты ткацкое, гончарное, кузнечное, художественная обработка золота и других металлов, резьба по дереву.
Традиционная одежда — кенте (типа тоги).
Основная пища — растительная (различные каши, похлёбки, варёные, жареные и печёные клубнеплоды и овощи с пальмовым маслом и острыми приправами).
Для акан (особенно чвиговорящих) характерно единство традиционной социальной организации и потестарно-политической культуры, включая единую родовую организацию из 7 тотемических родов (абусуапон), матрилинейность (преимущественную) наследования статуса и имущества, институт соправления вождя и его сестры, институт очеаме — глашатая при вожде, административно-территориальное деление оманов на базе формирований боевого порядка военной организации.
Специфичны 40-дневный календарь и 7-дневная неделя, единая система первых личных имён, соответствующих определённым дням недели, говорящие барабаны, игра оварэ, бронзовые гирьки для взвешивания золотого песка, набор персонажей и сюжетов фольклора и вся сакрально-ритуальная сторона духовной культуры, включая основные верования (культы предков, духов рек, различных сил природы, магия, ведовство) и почитание деревянных скамеечек как вместилища души человека (у вождей они служили тронами, в которых обитают духи предков). Отличительная особенность акан — отсутствие татуировки и обычая обрезания.

В. А. Попов
Этнонимы: акан, аканфо, аканы, бакопо, бемума, блу, камбон, камбоси, мадабе, тон, тонава

Гана

Кот-д'Ивуар

Того

Либерия

Нигерия

Государства акан

©2012 Центр Украино-Африканских исследований