Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Искусство Берега Слоновой Кости

 

Искусство этого района, простирающегося от центра Берега Слоновой Кости до устья Нигера, района образования в прошлом многих влиятельных государств (государство аканов, королевство Дагомея, Ифе, Бенин и др.), неоднородно. Прежде всего, это придворное искусство, создававшееся ремесленниками-профессионалами. Его отличает широкое использование долговечных материалов, в первую очередь металла, а также камня, обожженной глины и слоновой кости. Элитарный характер этого искусства, отразившийся в создании большого числа разнообразных символов власти, предметов роскоши, скульптурных изображений, вплоть до портретов обожествленных правителей, резко отличает его от народного, эгалитарного в своей основе традиционного искусства и сближает с искусством профессиональным. Эти очаги, представляющие собой высшие точки художественного развития в доколониальной Тропической Африке, прямо связаны с появлением государственных форм, зарождением аристократии, усилением централизованной власти, потребностями двора.

Появление в этом районе государственных образований в значительной мере связано с торговлей золотом. Именно здесь существовали богатейшие золотоносные месторождения, послужившие основой экономического могущества средневековых империй. Высокий уровень развития культуры обеспечивали торговые контакты с государствами Судана (мусульманскими и немусульманскими), а также с европейцами на побережье. Однако для реализации золотоносных месторождений необходимо было прежде всего обладать развитой техникой обработки металла. Открытие в Нигерии одной из древнейших в мире плавильных печей (культура Нок), стилистические параллели в искусстве Нок и Ифе, бенинское бронзовое литье как традиция, унаследованная от Ифе, - все эти факты образуют интересную цепь, по-видимому подводящую к решению проблемы генезиса центральногвинейских культур.

Наряду с придворным искусством здесь бытовали обычные виды народного традиционного творчества. Традиционное искусство атие, аньи, аброн и других народностей группы акан в той или иной мере связано с кругом ашанти-бауле. Причем связи эти могут быть довольно сложными. Интересную проблему ставит искусство небольшой народности аброн - северных соседей ашанти. У. Фэгг, высоко оценивая художественные достоинства бронзовой пластики аброн, указывает на ее бесспорное, по его мнению, превосходство по отношению к аналогичной скульптуре ашанти. Фэгг задается вопросом, не были ли аброн по отношению к ашанти тем, чем были греки по отношению к римлянам. Действительно, стиль бронзовых масок аброн при очевидной связи его со стилем ашанти представляется более архаичным, а техника литья и чеканки - более примитивной. Выше уже упоминались терракотовые погребальные статуэтки аньи, которые, как и деревянные маски их соседей атие, имеют стилистическое сходство со скульптурой бауле и ашанти.

Ашанти не имеют деревянной скульптуры - исключение составляют столбообразные статуэтки акуаба с плоской головой в виде большого диска и раскинутыми в стороны руками. Эти широко распространенные куклы-амулеты имеют двоякое назначение. Они обеспечивают беременным женщинам рождение красивого, здорового ребенка и служат обыкновенной игрушкой девочкам, не прошедшим обряд инициации.

Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки

 

Искусство Африки

Фото поиск Google. Все права принадлежат авторам фотографий. Использование снимков в образовательных, некоммерческих целях. Только в качестве ознакомления.

©2012 Центр Украино-Африканских исследований