Центр Украино - Африканских исследований

 

Африка - колыбель человечества...
     

Африке нужны новые НПЗ

02/07/14

Несмотря на обильную добычу, континент по-прежнему зависит от импорта топлива. Его потребление за последнее десятилетие выросло на 50%

Африка отчаянно стремится удовлетворить растущие потребности в топливе, связанные с экономическим ростом, и преодолеть стагнацию перерабатывающих мощностей, пишет еженедельник Oil & Gas Financial Journal.

Несмотря на то, что количество добываемой на континенте нефти в 3,5 раза превосходит потребление, Африка по-прежнему зависима от импортируемого топлива. Рост потребности в топливевсе понимают, но строительство НПЗ на свободном рынке идёт не так, как планировалось. По данным мониторинговой компании Evaluate Energy, добыча нефти в Алжире остаётся примерно на одном уровне на протяжении последнего десятилетия, однако потребление топлива за тот же период увеличилось на 50%. Такие темпы роста намного выше, чем в развитых экономиках вроде США, где за десятилетие потребление топлива уменьшилось на 6%.

Алжир и другие африканские страны импортируют топливо, поскольку они не обладают достаточным перерабатывающим потенциалом. По прогнозу Evaluate Energy, быстро изменить эту ситуацию не удастся. К 2020 году в Африке будет построено лишь три новых НПЗ, и первый из них планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году. Однако эти новые проекты постоянно затягиваются, поскольку компании отказываются от контрактов и с трудом находят инвесторов. В то время как страны Европы и Азии расширяют имеющиеся НПЗ и строят новые, в Африке к 2016 году суммарный объём дополнительных мощностей составит всего 46 тыс баррелей в день.

Главной проблемой, тормозящей строительство НПЗ даже в регионах, не испытывающих дефицита предложения нефти, является отсутствие экономической целесообразности этих проектов в условиях свободного рынка. Например, открытие новых месторождений в Кении должно было бы привести к расширению всей цепочки поставок, но компания Essar Oil в конце 2013 года отказалась от планов по расширению единственного в стране НПЗ, отметив, что проект стоимостью $1,2 млрд экономически нежизнеспособен.

Проблема экономической жизнеспособности волнует публичные нефтяные компании, работающие на континенте, но многие африканские правительства субсидируют отечественные нефтепродукты из-за неравенства доходов на их внутренних рынках, а это радикально меняет инвестиционные критерии. По оценкам, топливные субсидии в Африке составляют чуть меньше $20 млрд в год. В среднесрочной перспективе правительства потеряют меньше денег, построив даже дорогостоящие НПЗ, благодаря уменьшению зависимости от импорта. В результате бюджеты стали главным источником финансирования нескольких проектов в сфере переработки.

По данным Evaluate Energy, в Африке в настоящее время имеется 19 запланированных проектов НПЗ, вероятность завершения которых не ниже средней. Четыре проекта, которые должны увеличить суммарную мощность переработки более чем на 300 тыс баррелей в день, запланированы в Алжире. Правительство Уганды, не имеющей выхода к морю говорит о необходимости построить НПЗ. Хотя в Уганде есть нефть, чтобы обеспечить этот завод сырьём, стоимость такого предприятия представляется экономически неоправданной из-за сравнительно низких цен на топливо в Африке. При планируемой мощности в 150 тыс баррелей в день строительство этого НПЗ выглядим сомнительным. Альтернативный вариант был найден в Джибути, правительство которой купило существующий НПЗ у Saudi Aramco за $150 млн. Старый завод был куплен, демонтирован и отправлен в Джибути, где его собрали вновь. Это позволило избежать строительства нового нефтеперерабатывающего завода, затраты на которое были бы гораздо больше.

http://www.nefttrans.ru/analytics/afrike-nuzhny-novye-npz.html

©2012 Центр Украино-Африканских исследований